Как понять, что пришло время готовить ребенка к школе и начинать первые занятия в форме игр и домашних шуточных тренингов? Есть ли готовые рецепты обучения детей чтению? Обязаны ли мама и папа научить ребенка читать прежде, чем тот пойдет в первый класс? Как добиться, чтобы с каждым днем малыш узнавал и запоминал все больше слов? Разбираем популярные методики обучения чтению.
Примерно на пятом году жизни малыша все родители сталкиваются с новой проблемой: приходит время обучения чтению. Сегодня в сети интернет доступны различные методики обучения, но приступать к их освоению имеет смысл лишь, если ребенок действительно готов различать гласные и согласные, буквы и звуки, а с течением времени — и читать по слогам.
Почему одни малыши косноязычны, а другими мы восхищаемся уже только за слог?
Здесь все критерии индивидуальны: кто-то долго «раскачивается» с развитием, а потом поражает взрослых быстрым интеллектуальным скачком, кто-то в три года декламирует десятки стишков, но в школе сразу пасует перед простейшими упражнениями.
Запомните — время учиться чтению наступает лишь после того, как ребенок научился говорить «как взрослый»: не понятным лишь маме «тайным» детским языком, а полными, пусть и короткими, фразами, в которых есть существительное, местоимение, глагол и связь с предыдущей фразой. Иначе говоря, смело предлагайте ребенку книжку-раскраску с нехитрым текстом и делением слов на слоги, если он внятно рассказал: чем занимался у бабушки, с кем играл во дворе, в какой последовательности прошла прогулка, о чем поведал только что просмотренный мультик.
С ранних лет, задолго до обучения детей чтению, имеет смысл пробуждать в них понимание: сколь важны окажутся вскоре в их жизни непонятные «закорючки». Например, в комнате уже годовалого малыша можно развесить яркие плакаты с азбукой, разместить в игровой зоне кубики с буквами и цифрами, предложить нарядные твердые книги, представляющие собой теремки и складушки для букв.
Хорошо, если родители и сами «учатся» заново грамотной речи: отвечают друг другу на простые вопросы не односложным «ага», а специально выстраивают в присутствии малыша диалоги на запоминание. Например, на вопрос «Как прошел твой день?» мама отвечает «Мой день прошел хорошо, сначала я стирала, потом гуляла…» и т.д. Если молодые родители привыкли общаться между собой на сленге, от этого во имя развития у ребенка речевых навыков тоже лучше отказаться.
Прежде, чем вы усядетесь с малышом за буквенными карточками, убедитесь, что он готов запоминать, как произносятся слова. Учить ребенка безошибочно выговаривать новые названия можно даже на прогулке: задействуйте, например, вывески и рекламные щиты, названия улиц и локаций, ежедневно попадающиеся на глаза. Научившись бегло определять — «Парикмахерская», «Цветы», «Пятерочка», ребенок на подсознательном уровне станет соотносить «картинку» и буквенные начертания, эта «методика» отлично работает для маленьких и визуалов, и аудиалов.
Выстраиваем «профессиональное» расписание домашнего обучения детей чтению
Чтобы эффективно и с видимыми успехами научить маленького ребенка читать, не обязательно заниматься долго, гораздо важнее, чтобы это было регулярно. Малыш должен привыкнуть, что игры с кубиками, буквенными карточками и составлением слогов — обязательное занятие после дневного сна или в другое выбранное родителями время (здесь важно ориентироваться на индивидуальный пик умственной активности ребенка, следует подобрать время, когда он не заторможен, не взбудоражен и готов к негромкому времяпровождению с родителями).
Если в ходе урока настроение малыша испортилось — лучше его прекратить или заняться смежным занятием: построить из кубиков башню или раскрасить картинку в обучающей книжке. Нельзя демонстрировать недовольство слабыми, на ваш взгляд, подвижками в обучении: малыши очень чутки к похвале и порицанию, они неспособны оценить смысл фразы «не получилось сегодня — получится завтра». Дети живут здесь и сейчас, потому им важно услышать «молодец» по окончании домашнего урока.
Узнавание букв — первый навык, который следует закрепить. Ищите знакомые буквы повсюду — в названии магазина, на упаковке купленных продуктов. Следующий шаг — усвоение «дистанции» между гласными, без этого невозможно научиться читать по слогам. Даже в бытовом общении имеет смысл проговаривать или пропевать комбинации от простых «ма-ма» и «ке-ке» до трудных «ру-ры».
Распределяйте время на прогулках так, чтобы поговорить с ребенком об увиденном по дороге, внедряя новые слова, поясняя их значение. Такие разговоры весьма продуктивны для развития аналитико-синтетического мышления ребенка любого возраста.
Поскольку дети больше всего на свете любят играть, продумайте увлекательный ритуал для занятий: наденьте забавные очки, раздайте себе и малышу карточки для составления слогов-гаражей, выложите изображения букв красивой фигурой, доставайте их из шляпы жестом фокусника, предложите малышу «продавать» вам грамотно составленные слова за какие-либо бонусы. Аналогичных приемов можно придумать множество. Изучив пояснения к работе с карточками Домана , методиками Вячеслава Воскобовича и Николая Зайцева (с ними можно заниматься с двух-трех лет) вы наверняка придумаете креативные анимационные ходы для активизации двуполушарной мозговой деятельности малыша. Это важно, ведь, чем меньше удовольствия занятия приносят вам самим — тем неочевиднее успехи ребенка.
И — чтение вслух. Его следует поставить во главу угла. Практически все дети пяти-десяти лет и старше, отличающиеся от сверстников более высоким развитием, рассказывают, что родители ежедневно читают либо читали им вслух, вкладывая в это время, артистизм и искреннее желание вместе погрузиться в сюжет.
VIDEO