Международная сеть школ Абакус центр
пн-пт 10:00 - 19:00
8 800 555-34-65 (звонок по России бесплатный)

Как научить ребенка понимать прочитанное

В процессе учебы часть материала должна быть усвоена учеником самостоятельно, в результате чтения книг и пособий. Однако ситуация, когда ребенок не понимает прочитанное, сразу забывает только что полученную информацию, нередка. Это снижает мотивацию к учебе, у ребенка ухудшается успеваемость. Но исправить это можно.

Осмысленное чтение

Современный человек должен уметь читать, причем делать это достаточно быстро. Однако скорость чтения – не главное в этом вопросе. Также важно запоминать и понимать прочитанное. Особенно это важно в средней и старшей школе, когда учебный материал занимает не пару страниц, а целые параграфы, да еще и по нескольким учебным дисциплинам сразу.

Если ученик не сконцентрирован на книге, ему сложно понять суть прочитанного, он постоянно отвлекается от книги, возвращается к уже прочитанному, теряя время. И если эта проблема возникла у школьника, то после его поступления в ВУЗ она тем более усугубится.

Почему смысл прочитанного не понятен ребенку

Причин этого несколько. Главная из них – нет мотивации знакомиться с текстом. Особенно актуально это для детей, которые привыкли проводить много времени в компьютере или смартфоне.

Чтение – процесс очень сложный, требующий концентрации. Развивающаяся психика ребенка заставляет его часто отвлекаться, переключая внимание между предметами и явлениями. Потому быть усидчивым малышу достаточно сложно. Выходом станет постепенное приучение его к чтению буквально с младенческого возраста, когда книги ему читает мама или папа.

Когда малыш научится читать, его требуется «не спугнуть», предлагая ему короткие рассказы без незнакомых и сложных слов. Это позволит ему воспринимать прочитанное самостоятельно, без помощи взрослых. После чтения попросите ребенка пересказать только что прочитанное.

Как формировать понимание прочитанного

Чтобы вникнуть в прочитанное, нужно вдумчивое чтение. Это возможно только при быстром чтении, потому что если проговаривать слова «про себя» с запинаниями, это не дает возможности сконцентрироваться на содержании текста.

Методик скорочтения и упражнений, позволяющих читать быстрее, немало, но все они основаны на развитии сразу нескольких качеств:

  • высокой концентрации, которая заключается в умении не отвлекаться от текста, погружаться в его смысл;
  • беглости чтения – скорость усвоения прочитанного должна быть не меньше скорости усвоения услышанного;
  • отсутствие привычки проговаривать фразы в уме или вовсе вслух – это отвлекает от понимания прочитанного;
  • невозвращения к уже прочитанным частям;
  • умения на уровне подсознания разбивать текст на логические блоки, чтобы резюмировать основную мысль прочитанного, не «распыляясь» на незначительные детали.

Также важно развивать память и воображение, особенно если ребенок читает художественное произведение. В этом случае хорошая фантазия поможет лучше усвоить и запомнить прочитанное.

Как читать быстро и при этом понимать прочитанное

Без овладения скорочтением (хотя бы относительным) в этом вопросе не обойтись. Такие занятия учат вдумчиво читать текст и при этом увеличивают скорость восприятия информации. В итоге это облегчает учебу в школе, а еще ребенок избавляется от страха перед книгами, ведь такая ситуация тоже не редкость.

Читайте также:

Как правильно писать печатные буквы: обучаем дошкольников
Как правильно писать печатные буквы: обучаем дошкольников
Умение писать печатными буквами помогает дошкольнику сформировать образы букв, запомнить их, автоматизировать навык чтения. Задача взрослых — придать процессу обучения увлекательную форму. На помощь придут специальные прописи и игровые задания.
Методика развития «Школа Семи Гномов»
Методика развития «Школа Семи Гномов»
«Школа Семи Гномов» — отечественная программа развития ребенка дошкольного возраста. Красочные дидактические пособия охватывают самые разные темы, помогают малышу познавать окружающий мир, помогают запустить речь, обогащают эмоциональную сферу.
Методика раннего развития Масару Ибуки: после трех уже поздно
Методика раннего развития Масару Ибуки: после трех уже поздно
Масару Ибука — создатель уникальной методики раннего развития детей и автор популярной книги «После трех уже поздно». Педагогическая система Ибуки обосновывает, насколько важно заниматься воспитанием и развитием малыша в первые три года жизни, как важно не упустить это драгоценное время.
Правильный ответ
Квадратик для цифры 5
Правильный ответ
13
Правильный ответ
15
Спасибо!
Ваша заявка успешно отправлена.Мы скоро свяжемся с вами.
Оставить заявку
Необходимо заполнить все поля
Регистрация
Необходимо указывать ФИО на английском языке для печати международных сертификатов
Все поля формы обязательны. После регистрации на вашу почту придет письмо c кодом для авторизации.
Получить свой
бесплатный урок