Записаться на бесплатный урок

Международная сеть школ ментальной
арифметики Абакус центр

пн-вск 9:00 - 19:00 abakus@abakus-center.ru
8 800 555-34-65
Звонок по России бесплатный

По мере взросления ребенку приходится запоминать все больше информации. Если память развита плохо, в школе у ребенка будут проблемы с учебой, а во взрослом возрасте он будет испытывать сложности на работе и в повседневной жизни.

Умение запоминать большие объемы информации можно развить с помощью несложных упражнений. Самое главное – регулярно заниматься с ребенком, лучше всего это делать с раннего возраста.

Как устроена память человека

Память – это способность человека запоминать, хранить и воспроизводить в сознании набор знаний, впечатлений и воспоминаний о событиях жизни. Это сложная система, которая включает множество процессов мозговой деятельности.

По длительности запоминания и количеству данных память делится на две группы:

  • кратковременная;
  • долгосрочная.

Кратковременная память позволяет нам легко запомнить ограниченный объем информации на короткий промежуток времени (около 30 секунд). Далее обработанная информация забывается или переходит в хранилище долговременной памяти.

В зависимости от восприятия информации выделяют следующие виды памяти:

  • образная – способность запомнить увиденное;
  • моторная – запоминание физических движений;
  • словесно-логическая – способность помнить и воспроизводить последовательность услышанных или прочитанных слов;
  • эмоциональная – запоминание впечатлений, вызвавших сильные позитивные или негативные эмоции.

Нередко эти виды комбинируются между собой. К примеру, для списывания с доски ребенок использует зрительно-моторную память.

Процесс запоминания бывает:

  • непроизвольным – мозг запоминает информацию бесцельно (механически);
  • произвольным – сознательное запоминание нужной информации.

У дошкольников преобладает непроизвольное запоминание. Лучше всего они сохраняют в памяти те предметы и явления, которые их удивили и заинтересовали, а также те, с которыми они активно взаимодействовали.

Произвольная память начинает формироваться к 6-7 годам. Ребенок начинает прилагать волевые усилия для запоминания.

Общие рекомендации по развитию памяти у детей

Для достижения существенных результатов нужно систематически тренировать память. Заниматься надо постоянно, тогда и эффект будет максимальным.

Все занятия по развитию памяти у детей должны проводиться в игровой форме, чтобы не вызвать отторжения.

Рассказ о прошедшем дне

Просите ребенка рассказать, как прошел его день в садике или школе. Это отличный способ тренировки памяти и умения выстраивать хронологию событий.

Вначале задавайте малышу наводящие вопросы – к примеру, какие были занятия, что давали на завтрак и на обед и так далее. Выспрашивайте подробности, чтобы научить запоминать детали вроде цвета платья куклы или одежды подружки. Со временем ребенок научится сам рассказывать в деталях о прошедшем дне.

Чтение и пересказ

Обязательно читайте малышу сказки и рассказы, после чего просите его пересказать события и выразить свое отношение. Благотворно влияет на память и заучивание наизусть небольших стишков, можно начинать с одного-двух четверостиший.

Когда ребенок научится читать сам, обязательно обсуждайте с ним прочитанное. В процессе рассказа он будет тренировать память, пополнять словарный запас и улучшать коммуникативные навыки.

Изучение иностранного языка

Ученые доказали, что проще и эффективнее всего выучить иностранный язык с детства. Если вы будет учить с ребенком 5-7 новых слов в день, это будет еще и отличной тренировкой памяти. Обязательно практикуйте повторения выученного ранее, чтобы слова не забывались.

Занятия спортом

Спортивные упражнения способствуют развитию моторной памяти, а также улучшают снабжение мозга кислородом. Очень хорошо, если ребенок будет кататься на велосипеде, освоит ролики, научится плавать.

Правильный рацион

Обязательно давайте ребенку продукты, стимулирующие работу мозга. Это – лосось и другая жирная рыба, яйца, грецкие орехи, морковь, темно-зеленые овощи, бананы.

Специализированные методики

Чтобы добиться максимального эффекта, развивать память нужно с использованием проверенных методик и упражнений, подобранных в соответствии с возрастом ребенка. Самые популярные из них – методика Глена Домана и метод Монтессори.

Методика Домана рассчитана на детей примерно с 6 месяцев до трех-четырех лет. Суть метода заключается в том, что ребенку показывают изображение с подписью и проговаривают слова. Каждое занятие длится несколько минут, заниматься нужно 3-5 раз в день.

Метод Домана имеет ряд особенностей:

  • занятия проводят в комфортной обстановке;
  • для обучения используют разнообразный материал;
  • занятия «через силу» недопустимы;
  • процесс обучения должен быть регулярным и непрерывным;
  • занятие прекращают до того, как малыш устанет и начнет капризничать.

Развитие памяти и внимательности по системе Монтессори заключается в том, что родители должны дать ребенку свободу в установленных границах. Это значит, что малыш сам выбирает из имеющихся вариантов игровых упражнений, чем он будет заниматься в данный момент.

Как развивать память у ребенка до 2 лет

Первая память у малыша начинает формироваться примерно с трех-четырех месяцев. Он учится запоминать лица и различать голоса родителей и близких, рассматривает игрушки и окружающие предметы. Обязательно разговаривайте с крохой, называйте предметы и комментируйте свои действия.

В этот период отличные результаты по развитию памяти дает методика Домана. Яркие изображения с озвучиванием позитивно воспринимаются детьми, поэтому знания легко усваиваются.

Тренировка памяти у детей 2-6 лет

Это период активного формирования и развития памяти, дети становятся «почемучками» – им интересно и любопытно все, что их окружает. Они учат буквы и цифры, осваивают чтение, письмо, арифметические действия.

В этом возрасте преобладает непроизвольное запоминание, поэтому лучше запоминается информация с сюжетом и эмоциональной окраской. Сухие факты малыши практически не воспринимают.

Методика Домана в этом возрасте используется как для запоминания новых слов, так и для игр. К примеру, можно просить малыша найти лишний элемент среди карточек или объединить изображения в группы по какому-либо признаку.

Чтобы малыш быстрее запоминал информацию, научите его методам мнемотехники – к примеру, способу ассоциаций. Просите ребенка назвать, с чем у него ассоциируется данный объект, а потом при попытке вспомнить подсказывайте ассоциацию.

Обязательно включите в расписание дня малыша игровые упражнения для развития памяти. Некоторые из них приведены ниже.

Игра в слова

Назовите крохе несколько слов и попросите повторить их. С течением времени усложняйте задачу – увеличивайте количество слов, просите сохранить их порядок.

Поиск различий

Показывайте малышу картинки с похожими изображениями и просите найти различия. Это упражнение тренирует память, развивает внимательность и умение сосредотачиваться.

Покупки

Когда идете в магазин, попросите ребенка запомнить список из 3-5 продуктов. А в магазине дайте задание вспомнить их. Задачу можно усложнять, увеличивая количество позиций.

Если малышу не нравится какое-то упражнение, не настаивайте на его выполнении. Предложите ему на выбор любое другое задание из тех, которые вызывают интерес.

Как улучшить память ребенку 6-12 лет

Начало учебы в школе – сложный период в жизни ребенка. К нему предъявляется множество новых требований, объем информации для запоминания резко возрастает. Если в более раннем возрасте ребенка вы не занимались развитием его памяти, стоит начать это делать в шесть-семь лет и продолжить в дальнейшем. От этого зависит успеваемость не только в младшей школе, но и в старших классах.

Наибольший эффект в этом возрасте дает воздействие сразу с нескольких сторон:

  • развивающие игры;
  • чтение и пересказ книг;
  • изучение иностранного языка.

Комбинируйте эти способы, но выбирайте те занятия и задания, которые вызывают у ребенка живой интерес. Развитие памяти «из-под палки» не даст никакого эффекта.

Для развития памяти ребенка в возрасте 6-12 лет можно также есть свои собственные упражнения.

Запоминание предметов

Покажите ребенку рисунок, на котором изображены несколько предметов, и дайте 15-20 секунд на запоминание. После этого переверните листок и попросите его перечислить, что было изображено.

Поиск отличий

В этом возрасте картинки для поиска отличий должны содержать множество мелких деталей. Такие задания тренируют не только память, но и внимательность.

Сравнение списков

Покажите ребенку перечень из 10 слов и попросите их запомнить. Потом дайте ему второй список, где есть 3-5 слов из первого списка и 5-7 новых. Попросите отыскать все слова из первого списка.

Заниматься развитием памяти ребенка можно в любом возрасте. Главное условие – делать это в игровой форме, не заставляя малыша.

Рейтинг: 5/5 - 3 голосов
Остались вопросы?

Остались вопросы?

Задайте ваш вопрос, и наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Спасибо!

Ваша заявка успешно отправлена. Мы скоро свяжемся с вами.

Оставить заявку

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных