По мере взросления ребенку приходится запоминать все больше информации. Если память развита плохо, в школе у ребенка будут проблемы с учебой, а во взрослом возрасте он будет испытывать сложности на работе и в повседневной жизни.
Умение запоминать большие объемы информации можно развить с помощью несложных упражнений. Самое главное – регулярно заниматься с ребенком, лучше всего это делать с раннего возраста.
Содержание:
Память – это способность человека запоминать, хранить и воспроизводить в сознании набор знаний, впечатлений и воспоминаний о событиях жизни. Это сложная система, которая включает множество процессов мозговой деятельности.
По длительности запоминания и количеству данных память делится на две группы:
Кратковременная память позволяет нам легко запомнить ограниченный объем информации на короткий промежуток времени (около 30 секунд). Далее обработанная информация забывается или переходит в хранилище долговременной памяти.
В зависимости от восприятия информации выделяют следующие виды памяти:
Нередко эти виды комбинируются между собой. К примеру, для списывания с доски ребенок использует зрительно-моторную память.
Процесс запоминания бывает:
У дошкольников преобладает непроизвольное запоминание. Лучше всего они сохраняют в памяти те предметы и явления, которые их удивили и заинтересовали, а также те, с которыми они активно взаимодействовали.
Произвольная память начинает формироваться к 6-7 годам. Ребенок начинает прилагать волевые усилия для запоминания.
Для достижения существенных результатов нужно систематически тренировать память. Заниматься надо постоянно, тогда и эффект будет максимальным.
Все занятия по развитию памяти у детей должны проводиться в игровой форме, чтобы не вызвать отторжения.
Просите ребенка рассказать, как прошел его день в садике или школе. Это отличный способ тренировки памяти и умения выстраивать хронологию событий.
Вначале задавайте малышу наводящие вопросы – к примеру, какие были занятия, что давали на завтрак и на обед и так далее. Выспрашивайте подробности, чтобы научить запоминать детали вроде цвета платья куклы или одежды подружки. Со временем ребенок научится сам описывать в деталях прошедший день.
Обязательно читайте малышу сказки и рассказы, после чего просите его пересказать события и выразить свое отношение. Благотворно влияет на память и заучивание наизусть небольших стишков, можно начинать с одного-двух четверостиший.
Когда ребенок научится читать сам, обязательно обсуждайте с ним прочитанное. В процессе рассказа он будет тренировать память, пополнять словарный запас и улучшать коммуникативные навыки.
Ученые доказали, что проще и эффективнее всего выучить иностранный язык с детства. Если вы будет заучивать с ребенком 5-7 новых слов в день, это будет еще и отличной тренировкой памяти. Обязательно практикуйте повторения выученного ранее, чтобы слова не забывались.
Спортивные упражнения и любая двигательная активность способствуют развитию моторики, а также улучшают снабжение коры головного мозга кислородом. Не обязательно посещать занятия по гимнастике или акробатике. Пусть ребенок будет кататься на велосипеде, освоит ролики, научится плавать.
Обязательно давайте ребенку продукты, стимулирующие работу полушарий мозга. Это – лосось и другая жирная рыба, яйца, грецкие орехи, морковь, темно-зеленые овощи, бананы.
Чтобы добиться максимального эффекта, развивать память нужно с использованием проверенных методик и упражнений, подобранных в соответствии с возрастом ребенка. Самые популярные из них – методика Глена Домана и метод Монтессори.
Методика Домана рассчитана на детей примерно с 6 месяцев до трех-четырех лет. Суть метода заключается в том, что ребенку показывают изображение с подписью и проговаривают слова. Каждое занятие длится несколько минут, заниматься нужно 3-5 раз в день.
Метод Домана имеет ряд особенностей:
Развитие памяти и внимательности по системе Монтессори заключается в том, что родители должны дать ребенку свободу в установленных границах. Это значит, что малыш сам выбирает из имеющихся вариантов игровых упражнений, чем он будет заниматься в данный момент.
Первая память у малыша начинает формироваться примерно с трех-четырех месяцев. Он учится запоминать лица и различать голоса родителей и близких, рассматривает игрушки и окружающие предметы. Обязательно разговаривайте с крохой, называйте предметы и комментируйте свои действия.
В этот период отличные результаты по развитию памяти дает методика Домана. Яркие изображения с озвучиванием позитивно воспринимаются детьми, поэтому знания легко усваиваются.
Это период активного формирования и развития памяти, дети становятся «почемучками» – им интересно и любопытно все, что их окружает. Они учат буквы и цифры, осваивают чтение, письмо, арифметические действия.
В этом возрасте преобладает непроизвольное запоминание, поэтому лучше запоминается информация с сюжетом и эмоциональной окраской. Сухие факты малыши практически не воспринимают.
Методика Домана в этом возрасте используется как для запоминания новых слов, так и для игр. К примеру, можно просить малыша найти лишний элемент среди карточек или объединить изображения в группы по какому-либо признаку.
Чтобы малыш быстрее запоминал информацию, научите его методам мнемотехники – к примеру, способу ассоциаций. Просите ребенка назвать, с чем у него ассоциируется данный объект, а потом при попытке вспомнить подсказывайте ассоциацию.
Обязательно включите в расписание дня малыша игровые упражнения для развития памяти. Некоторые из них приведены ниже.
Назовите крохе несколько слов и попросите повторить их. С течением времени усложняйте задачу – увеличивайте количество слов, просите повторять их, сохранить порядок.
Показывайте малышу картинки с похожими изображениями и просите найти различия. Это упражнение тренирует память, развивает внимательность и умение сосредотачиваться.
Когда идете в магазин, попросите ребенка запомнить список из 3-5 продуктов. А в магазине дайте задание вспомнить их. Задачу можно усложнять, увеличивая количество позиций.
Если малышу не нравится какое-то упражнение, не настаивайте на его выполнении. Предложите ему на выбор любое другое задание из тех, которые вызывают интерес.
Начало учебы в школе – сложный период в жизни ребенка. К нему предъявляется множество новых требований, объем информации для запоминания резко возрастает. Если в более раннем возрасте ребенка вы не занимались развитием его памяти, стоит начать это делать в шесть-семь лет и продолжить в дальнейшем. От этого зависит успеваемость не только в младшей школе, но и в старших классах.
Наибольший эффект в этом возрасте дает воздействие сразу с нескольких сторон:
Комбинируйте эти способы, но выбирайте те занятия и задания, которые вызывают у ребенка живой интерес. Развитие памяти «из-под палки» не даст никакого эффекта.
Для развития памяти ребенка в возрасте 6-12 лет можно также есть свои собственные упражнения.
Покажите ребенку рисунок, на котором изображены несколько предметов, и дайте 15-20 секунд на запоминание. После этого переверните листок и попросите его перечислить, что было изображено. Также можно нарисовать все эти предметы повторно на новом листе.
В этом возрасте картинки для поиска отличий должны содержать множество мелких деталей. Такие задания тренируют не только память, но и внимательность.
Покажите ребенку перечень из 10 слов и попросите их запомнить. Потом дайте ему второй список, где есть 3-5 слов из первого списка и 5-7 новых. Попросите отыскать все слова из первого списка.
Заниматься развитием памяти ребенка можно в любом возрасте. Главное условие – делать это в игровой форме, не заставляя малыша.