Воспитать ребенка цельным, «правильным» человеком, яркой индивидуальностью и хорошо развитой личностью – естественное желание всех родителей. На помощь придет принцип всестороннего развития малыша.
Принцип всестороннего развития личности – что это
Под таким развитием понимают гармонию во всех качествах человека, когда каждому аспекту воспитания и обучения уделяют равный объем внимания. То есть, условно говоря, дети должны не только научиться читать, писать и считать, но также быть вежливыми, физически активными, подготовленным к любым ежедневным ситуациям. Только так возможно правильно сформулировать индивидуальность ребенка, вырастить человека развитого физически и когнитивно, с набором нужных духовных качеств.
Чему нужно уделить внимание
Всестороннему развитию ребенка дошкольного или школьного возраста важны все стороны его жизни, все они играют значимую роль:
поддержание хорошей формы (спорт, активные игры, забота о здоровье);
развитие когнитивных способностей, абстрактного и логического мышления, воображения, умения понимать причины и последствия своих действий, правильной речи;
развитие коммуникабельности, умению жить и работать в обществе;
умение управлять своей эмоциональной сферой (дети учатся выражать свои переживания и эмоции, испытывать эмпатию к другим людям);
реализация творческих способностей в музыке, танце, рисовании или другом хобби;
соблюдение общепринятых моральных норм и ценностей.
Всестороннее развитие дошкольника и детей более старшего возраста перекликается с другими принципами обучения и воспитания. Например, с принципом ценности каждого возраста или направленности любой деятельности на создание конкретных навыков и умений. При этом педагог или взрослые члены семьи должны воспринимать малыша как самостоятельную личность, понимать его взгляды, потребности и желания и принимать его право на них. А школьное (и послешкольное) образование должно быть полным и качественным, дающим ученику все необходимые знания, причем теоретические и практические знания должны быть применимы в реальной жизни.
Как нужно действовать
Порядок действий и план занятий зависит от сферы развития. Например, для правильного физического развития малыша нужно следить за его полноценным сном, правильным питанием, балансом работы и отдыха. Можно записать ребенка в спортивную секцию по интересам, но можно и ограничиться регулярными прогулками на воздухе.
Для интеллектуального развития обсуждайте с ребенком прочитанное или пройденное им в школе, начните собирать домашнюю библиотеку, запишите малыша на развивающие курсы, ходите вместе в театр, на выставки, в музеи. Это же поможет ребенку развиваться и творчески. Запомните: «нетворческих» детей не бывает. И даже если ребенок склонен к изучению математики и других точных наук, ему все равно нужно рисовать, слушать музыку, рукодельничать, танцевать, развивать свой творческий потенциал. Ни в коем случае не оценивайте результаты этой деятельности ребенка как «некрасиво», «плохо» – это может надолго отбить у малыша желание творить.
Правильное социальное развитие заключается в постоянном общении ребенка в кругу семьи на разнообразные темы, поощрение его общения со сверстниками. А для корректного эмоционального развития нужно создать в семье доверительную атмосферу, обсуждать эмоции и переживания друг друга. Малыш должен знать, что он всегда может рассчитывать на вас.
Для полного духовного развития обсуждайте с ребенком вопросы морали и нравственности, ваша цель – привить ему любовь, сострадание, доброту, милосердие, честность, другие общечеловеческие ценности.
VIDEO
VIDEO