Записаться на бесплатный урок

Международная сеть школ Абакус центр

пн-вск 9:00 - 19:00 abakus@abakus-center.ru
Звонок по России бесплатный

Сегодня невозможно представить мир без гаджетов, они – наши настоящие помощники. Дети не отстают от взрослых и учатся пользоваться благами цивилизации уже в самом раннем возрасте. Некоторых родителей всерьез беспокоит тот факт, что ребенок интересуется экраном больше, чем окружающим миром.

Современная статистика показывает, что свой гаджет есть у каждого школьника к десяти годам, а в возрасте 4 года собственный планшет или телефон появляется у 25% малышей. Дети проводят с электронными устройствами в руках почти столько же времени, сколько и взрослые.

Каков вред гаджетов для детей?

Специалисты отмечают, что чрезмерное увлечение планшетами отрицательно влияет на координацию движений руками. Это очень хорошо заметно в играх с мячом или воланом. Мелкая моторика развивается благодаря играм в «настоящие» конструктор или мозаику, а компьютерные мыши и сенсорный экран лишают кисти необходимых тактильных ощущений и не дают нормально развиваться.

Офтальмологи утверждают, что всматривание в маленькие предметы на экранах мобильных устройств приводит к близорукости. Также вред наносится детскому позвоночнику. Ни о какой правильной осанке не идет речь, если малыш долго сидит за компьютером или держит голову постоянно наклоненной к экрану смартфона.

Влияние гаджетов на речевое развитие

С самого рождения у малыша артикуляционный аппарат готов к произношению звуков, остается лишь попасть в определенные условия. Связная речь «запускается» у ребенка в первые три года жизни, побуждение к разговору идет благодаря познанию окружающего мира с помощью взрослых членов семьи – малыш желает быть услышанным.

Когда ребенок пытается общаться, родители обязаны на это реагировать, называть ему все предметы и действия, что происходят вокруг, петь песни и учить стихотворения. «Залипание» в гаджетах вместо живого общения тормозит речевое и когнитивное развитие, усложняет коммуникацию.

Детям, которые активно использовали технику с самого раннего детства, сложно удержать в памяти предложения при аудировании (прослушивании) текста, связывать слова. Они понимают лишь короткие фразы, теряя суть текста, что приводит к проблемам с чтением.

Некорректная работа мышц лица – еще одна проблема, к которой приводят частые игры на планшетах и смартфонах: глаза следят за яркими и четкими объектами, которые двигаются, и фокусироваться на неподвижных предметах ребенку все труднее. В дальнейшем у него возникают проблемы при чтении – он не может удержать взгляд на строке текста.

Влияние гаджетов на психику малыша

Несмотря на то, что гаджеты развивают нас интеллектуально, на наше мышление и восприятие они влияют в целом негативно. Они вызывают сильные эмоции как реакцию на яркие картинки, перенасыщают зрение и слух, но не дают взамен необходимых осязательных ощущений.

Малыш не может фантазировать, потому что ему уже предложен готовый формат игры. Игрок может получить позитивные эмоции без особых усилий. В реальной жизни для получения этих эмоций приходится потрудиться: выбрать понравившуюся игрушку, понять, как с ней обращаться, позвать кого-то составить компанию. Так пропадают стимулы для взаимоотношений с окружающим миром.

Дети, выбирающие для себя игры-стрелялки, непреднамеренно искажают восприятие мира, впоследствии им все труднее отделять игру от реальной жизни. Перенимается модель поведения компьютерных героев, где за плохие поступки и убийства не несется никакой ответственности.

У компьютерных игр отсутствует объяснение приложения усилий для достижения результата. От реальных проблем в обычной жизни ребенок, привыкший только к проблемам виртуальным, будет подвержен депрессиям, стрессам и истерикам.

Как гаджеты влияют на социализацию?

Для правильного формирования коммуникационных навыков ребенку жизненно необходим контакт со взрослыми и сверстниками, поведенческие игры. За гаджетами этих навыков не получишь, и совершенствовать их не получится. То же относится к подросткам, которые пытаются заменить живое общение пропаданием в соцсетях. А то, что в интернете можно остаться анонимом, ведя двойную жизнь, лишь негативно сказывается на формировании личности.

Как ребенку безопасно пользоваться техникой?

Врачи, психологи и педагоги сходятся на том, что безопасно проводить время с такими устройствами можно. Но для этого следует придерживаться некоторых правил:

  • до 2 лет малыши не используют гаджеты вообще;
  • с 3 до 4 лет они играют не более получаса в день;
  • в 5-6 лет ребенок может провести с гаджетами 1 час ежедневно;
  • ребенку в возрасте 7-9 лет разрешены 1,5 часа использования компьютера или смартфона в день.

В возрасте 10-13 лет можно безопасно проводить в компьютерной или мобильной технике до 2 часов ежедневно. С 14 до 16 лет допускается использование гаджетов до 3 часов в день.

Дошкольникам рекомендуется показывать развивающие ролики и мультфильмы, им можно играть в логические игры на внимание и память. Идеально, если дети смотрят что-либо с родителями, обсуждая увиденное. Детям младших классов показаны игры, ориентированные на их возраст.

Ребенка среднего школьного возраста нужно контролировать на предмет посещения нежелательных сайтов, слишком агрессивных игр и времени нахождения в сети. Для этого используйте, к примеру, функцию родительского контроля.

Виды зависимости от гаджетов

Специалисты выделили 3 основных вида такой зависимости:

  1. Игровая, которая отличается нездоровой тягой к играм.
  2. Сетевая, когда ребенок проводит в соцсетях слишком много времени, никак не проявляя себя в социуме.
  3. Серфинговая, заключающаяся в том, что ребенок часами просматривает, казалось бы, полезные и познавательные видео, перечитывает массу информации, но все это не находит применения в реальной жизни.

Не всегда большое количество проведенного времени с гаджетами приводит к возникновению зависимости. Стоит насторожиться только в случае, если ребенок:

  • потерял интерес к «настоящей» жизни;
  • не хочет совершать прогулки, читать, заниматься творчеством – эти занятия ему кажутся скучными;
  • не интересуется разговорами, если они не связаны с гаджетами;
  • оживляется только от разговоров о компьютерных играх;
  • стал беспокойным, нервным и раздражительным.

Если нет рядом гаджета, зависимому нечем себя занять. У него появляется неконтролируемое проявление негативных эмоций при попытке ограничить время пребывания за компьютером или в телефоне. Также среди тревожных признаков – потеря чувства меры и времени, проведенного за гаджетом, ухудшение успеваемости, сбои в режиме дня, общение со сверстниками сходит на «нет».

Как не допустить развития зависимости?

Чтобы не приучать ребенка к гаджетам и потом не бороться с зависимостью, нельзя кормить малышей за просмотром мультфильма. Не нужно использовать телефон или планшет как лекарство от плохого настроения, скуки или истерик. Пусть малыш сам пытается перебороть нездоровые эмоциями и пережить трудности без потерь.

А еще пусть у ребенка будет обеспечен интересный разноплановый досуг: игрушки в достаточном количестве, спортинвентарь, материалы для рукоделия.

Как преодолеть зависимость?

Взять и забрать у зависимого гаджет вряд ли получится, это лишь приведет к протесту и агрессии. Нужно поговорить с ребенком, объяснив, что кроме гаджетов, есть и другая интересная жизнь, образование и успешное будущее.

Хорошо, когда день малыша расписан полезными занятиями. Также не забывайте, что дети копируют действия родителей. Введите семейные ритуалы и традиции, стройте совместные планы, и занятиям с гаджетами постепенно отводите в них все меньше времени.

Если ребенок сразу не может отказаться от использования девайсов, покажите ему варианты полезного досуга в сети – это могут быть развивающие программы и ролики, обучающие курсы по интересам, полезные лекции и стримы.

Польза гаджетов

Несмотря на явный вред чрезмерного увлечения современными гаджетами, их положительное воздействие также велико. Компьютерная техника предоставляет доступ к большому числу игр и приложений, развивающих память, логику, направленных на изучение иностранных языков. Это также отличная возможность онлайн-образования в любой отрасли. Это могут быть занятия с репетитором, онлайн-школы и курсы, посещение дистанционных мастер-классов.

Рейтинг: 5/5 - 1 голосов

Спасибо!

Ваша заявка успешно отправлена. Мы скоро свяжемся с вами.

Оставить заявку

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Оставить заявку

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Оставить заявку

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Получить свой
бесплатный урок
Спасибо!
Вы можете скачать презентацию Развиваемся вместе с Абакус