Чтение – базовое умение, без которого невозможно учиться в принципе. В процессе чтения художественной и научно-популярной литературы у школьника расширяется словарный запас и кругозор, развивается воображение, внимательности, памяти.
Содержание:
Если школьник в первом классе умеет читать и понимать смысл прочитанного, он будет демонстрировать успехи по всем предметам, которые изучаются в младшей школе. Ребенок, который плохо справляется с чтением, не может полноценно воспринимать новые знания на уроках и теряет интерес к учебе. Желательно, чтобы поступая в первый класс, малыш знал буквы и умел читать слоги.
Чтобы понять уровень умения читать, у учащихся 1-го класса в конце каждой четверти проверяют навыки чтения. В дальнейшем проверку техники чтения проводят в конце первого и второго полугодия.
Это многостороннее тестирование, которое оценивает:
Почему важно рассматривать эти показатели вместе? Дело в том, что только комплексное оценивание позволяет понять, насколько быстро и качественно ребенок усваивает информацию. К примеру, если ребенок читает бегло, но допускает ошибки, у него искажается смысл прочитанного.
Дети начинают читать слогами и только потом переходят к чтению словами. Не надо форсировать темпы и заставлять ребенка читать быстрее, чем он может на данном этапе. Невнимательное «механическое» чтение приводит к тому, что ребенок не может понять суть и выделить главное, не улавливает мысль автора. Поэтому не надо развивать скорость чтения в ущерб правильности и выразительности.
Нормы ФГОС, которые приводятся в таблице ниже, являются ориентировочными и показывают желаемый прогресс в процессе обучения. На них можно ориентироваться, но надо учитывать индивидуальные особенности ребенка.
Класс | 1 полугодие, количество слов | 2 полугодие, количество слов |
---|---|---|
1-й | на 5 – 20 и более | на 5 – 40 и более |
на 4 – 16-20 | на 4 – 31-39 | |
на 3 – 10-15 | на 3 – 25-30 | |
на 2 – меньше 10 | на 2 – меньше 25 | |
2-й | на 5 – 55 и более | на 5 – 70 и более |
на 4 – 40-54 | на 4 – 55-69 | |
на 3 – 25-39 | на 3 – 40-54 | |
на 2 – меньше 25 | на 2 – меньше 40 | |
3-й | на 5 – 75 и более | на 5 – 90 и более |
на 4 – 60-74 | на 4 – 75-89 | |
на 3 – 45-59 | на 3 – 60-74 | |
на 2 – меньше 45 | на 2 – меньше 60 | |
4-й | на 5 – 100 и более | на 5 – 120 и более |
на 4 – 85-99 | на 4 – 105-119 | |
на 3 – 80-94 | на 3 – 90-104 | |
на 2 – меньше 80 | на 2 – меньше 90 |
Норма чтения к окончанию младших классов ребенок – около 110-120 слов в минуту. Такая скорость обеспечит отсутствие трудностей с усвоением материала в средней школе. Важно, чтобы это было не монотонное прочтение слов, а выразительное, правильное чтение с глубоким пониманием смысла.
Класс | Качественные параметры техники чтения | |
---|---|---|
1 полугодие | 2 полугодие | |
1-й | Школьник плавно читает по слогам, четко выговаривает слоги. Он понимает смысл слов и текста, который читает. | Ученик читает слова целиком. В сложных случаях допускается слоговое прочтение отдельных слов. |
2-й | Учащийся освоил глобальное чтение и соблюдает смысловые ударения. При прочтении слов с особо сложной структурой все еще может читать по слогам. | К окончанию второго класса школьник должен читать цельно слова любой сложности. При чтении он должен делать паузы, использовать интонации и логическими ударениями. |
3-й | Ребенок читает словами, правильно расставляет паузы и интонации в соответствии со смыслом прочитанного. | |
4-й | То же, что и в третьем. Дополнительное требование – выражение своего отношения к тексту с помощью интонаций и смысловых ударений. |
Родители могут самостоятельно контролировать технику чтения и оценивать прогресс. Лучше делать это в форме игры, чтобы школьник не воспринимал проверку как экзамен и не волновался.
Алгоритм проверки выглядит следующим образом:
Обычная длительность – одна минута. Но многие школьники не сразу демонстрируют привычный темп чтения, поэтому лучше выделить на тест 2 минуты и поделить пополам полученный результат.
Проводить контроль желательно несколько раз в разные дни. Результаты могут ухудшаться или улучшаться в зависимости от самочувствия, настроения, мотивации школьника.
По завершению теста подсчитайте количество прочитанных слов. При этом учитывайте, что перенесенное со строчки на строчку слово засчитывается за два отдельных.
Оцените, насколько правильно, выразительно и осознанно ребенок читал предложенный отрывок. Для каждого из этих параметров существуют свои критерии.
Выразительное чтение предполагает паузы в соответствии со знаками препинания, изменение интонации, выделение главных мыслей. Учтите, что оценивать выразительность нужно на тексте, который уже знаком ребенку.
Осмысленность чтения означает, что ребенок не просто прочитал фразы, а понял прочитанное. Попросите его пояснить, о чем шла речь в отрывке, и пересказать текст.
Для оценки навыков чтения важно правильно выбрать отрывок текста. Он должен соответствовать возрасту школьника и быть понятным, но при этом не известным ученику. Лучше всего подойдут отрывки из произведений современных детских писателей.
При выборе текста важно учесть следующие требования:
Если ученик читает плохо, не стоит расстраиваться, ругать школьника и давить на него, заставляя читать «из-под палки». Достаточно читать 10-20 минут каждый день, чтобы улучшить навыки чтения и добиться желаемых результатов.
Очень важно мотивировать школьника на дополнительные занятия чтением:
Введите в практику ежедневные семейные чтения и читайте ребенку вслух каждый день интересные детские книги. Пока он еще не умеет хорошо читать, чтение является для него тяжелым трудом, а не удовольствием. Важно заинтересовать малыша чтением в вашем исполнении, чтобы он и сам хотел научиться быстро читать.
Существует множество упражнений, с помощью которых можно подтянуть наиболее проблемные навыки. Выберите среди них те, которые понравятся ребенку и включайте их в ежедневные занятия.
Скорость чтения помогут улучшить следующие упражнения:
Правильность чтения и хорошая дикция – важные параметры техники чтения. Подберите для малыша скороговорки и чистоговорки для улучшения дикции, при проблемах с произношением отдельных звуков может потребоваться консультация логопеда. Читайте ребенку вслух тексты, при этом произносите некоторые слова неправильно и просите школьника исправлять вас.
Выразительность можно тренировать, устраивая чтения по ролям. Учите ребенка говорить с разным тоном и силой голоса, для этого можно разыгрывать разнообразные сценки с игрушками. Также поможет чтение стихотворений с выражением.
Важно не только быстро читать слова, но и понимать смысл прочитанного. Обсуждайте со школьником смысл и основную идею прочитанного отрывка, объясняйте ему незнакомые слова и выражения. Попросите ребенка составить план текста, пересказать прочитанное, нарисовать иллюстрации к тексту, рассказать, что ему больше всего понравилось или не понравилось в тексте.