Чтение – базовое умение, без которого невозможно учиться в принципе. В процессе чтения художественной и научно-популярной литературы у школьника расширяется словарный запас и кругозор, развивается воображение, внимательность, память.
Важность чтения
Если школьник в первом классе умеет читать и понимать смысл прочитанного, он будет демонстрировать успехи по всем предметам, которые изучаются в младшей школе. Ребенок, который плохо справляется с чтением, не может полноценно воспринимать новые знания на уроках и теряет интерес к учебе. Желательно, чтобы поступая в первый класс, малыш знал буквы и умел читать слоги.
Чтобы понять уровень умения читать, у учащихся 1-го класса в конце каждой четверти проверяют навыки чтения. В дальнейшем проверку техники чтения проводят в конце первого и второго полугодия.
Техника чтения: что это такое
Это многостороннее тестирование, которое оценивает:
скорость – насколько бегло может читать ребенок;
правильность – допускает ли он ошибки при прочтении слов, запинки, «глотание» букв;
выразительность – насколько правильно школьник делает паузы, ставит смысловые акценты голосом;
осмысленность – как глубоко и всесторонне ребенок понимает смысл текста.
Почему важно рассматривать эти показатели вместе? Дело в том, что только комплексное оценивание позволяет понять, насколько быстро и качественно ребенок усваивает информацию. К примеру, если ребенок читает бегло, но допускает ошибки, у него искажается смысл прочитанного.
Дети начинают читать слогами и только потом переходят к чтению словами. Не надо форсировать темпы и заставлять ребенка читать быстрее, чем он может на данном этапе. Невнимательное «механическое» чтение приводит к тому, что ребенок не может понять суть и выделить главное, не улавливает мысль автора. Поэтому не надо развивать скорость чтения в ущерб правильности и выразительности.
Нормативы техники чтения в младших классах
Нормы ФГОС, которые приводятся в таблице ниже, являются ориентировочными и показывают желаемый прогресс в процессе обучения. На них можно ориентироваться, но надо учитывать индивидуальные особенности ребенка.
Класс
1 полугодие, количество слов
2 полугодие, количество слов
1-й
на 5 – 20 и более
на 5 – 40 и более
на 4 – 16-20
на 4 – 31-39
на 3 – 10-15
на 3 – 25-30
на 2 – меньше 10
на 2 – меньше 25
2-й
на 5 – 55 и более
на 5 – 70 и более
на 4 – 40-54
на 4 – 55-69
на 3 – 25-39
на 3 – 40-54
на 2 – меньше 25
на 2 – меньше 40
3-й
на 5 – 75 и более
на 5 – 90 и более
на 4 – 60-74
на 4 – 75-89
на 3 – 45-59
на 3 – 60-74
на 2 – меньше 45
на 2 – меньше 60
4-й
на 5 – 100 и более
на 5 – 120 и более
на 4 – 85-99
на 4 – 105-119
на 3 – 80-94
на 3 – 90-104
на 2 – меньше 80
на 2 – меньше 90
Норма чтения к окончанию младших классов ребенок – около 110-120 слов в минуту. Такая скорость обеспечит отсутствие трудностей с усвоением материала в средней школе. Важно, чтобы это было не монотонное прочтение слов, а выразительное, правильное чтение с глубоким пониманием смысла.
Класс
Качественные параметры техники чтения
1 полугодие
2 полугодие
1-й
Школьник плавно читает по слогам, четко выговаривает слоги. Он понимает смысл слов и текста, который читает.
Ученик читает слова целиком. В сложных случаях допускается слоговое прочтение отдельных слов.
2-й
Учащийся освоил глобальное чтение и соблюдает смысловые ударения. При прочтении слов с особо сложной структурой все еще может читать по слогам.
К окончанию второго класса школьник должен читать цельно слова любой сложности. При чтении он должен делать паузы, использовать интонации и логическими ударениями.
3-й
Ребенок читает словами, правильно расставляет паузы и интонации в соответствии со смыслом прочитанного.
4-й
То же, что и в третьем. Дополнительное требование – выражение своего отношения к тексту с помощью интонаций и смысловых ударений.
VIDEO
Как родителям проверить технику чтения у ребенка
Родители могут самостоятельно контролировать технику чтения и оценивать прогресс. Лучше делать это в форме игры, чтобы школьник не воспринимал проверку как экзамен и не волновался.
Алгоритм проверки выглядит следующим образом:
Приготовьте подходящий текст и секундомер в смартфоне.
Подготовьте место, где школьника не будут отвлекать внешние раздражители.
Засеките время с того момента, когда ребенок приступил к чтению.
Не делайте замечания во время тестирования.
Обычная длительность – одна минута. Но многие школьники не сразу демонстрируют привычный темп чтения, поэтому лучше выделить на тест 2 минуты и поделить пополам полученный результат.
Проводить контроль желательно несколько раз в разные дни. Результаты могут ухудшаться или улучшаться в зависимости от самочувствия, настроения, мотивации школьника.
VIDEO
Как оценить результаты проверки
По завершению теста подсчитайте количество прочитанных слов. При этом учитывайте, что перенесенное со строчки на строчку слово засчитывается за два отдельных.
Оцените, насколько правильно, выразительно и осознанно ребенок читал предложенный отрывок. Для каждого из этих параметров существуют свои критерии.
Правильность чтения подразумевает, что ребенок четко выговаривает слова, без запинок и исправлений. Ошибками считаются неправильные ударения, изменение окончаний, «проглатывание» букв.
Выразительное чтение предполагает паузы в соответствии со знаками препинания, изменение интонации, выделение главных мыслей. Учтите, что оценивать выразительность нужно на тексте, который уже знаком ребенку.
Осмысленность чтения означает, что ребенок не просто прочитал фразы, а понял прочитанное. Попросите его пояснить, о чем шла речь в отрывке, и пересказать текст.
Как подобрать текстовый отрывок
Для оценки навыков чтения важно правильно выбрать отрывок текста. Он должен соответствовать возрасту школьника и быть понятным, но при этом не известным ученику. Лучше всего подойдут отрывки из произведений современных детских писателей.
При выборе текста важно учесть следующие требования:
большой и удобочитаемый шрифт;
отсутствие отвлекающих иллюстраций;
минимальное количество длинных предложений с большим количеством знаков препинания;
отсутствие непонятных технических терминов и устаревших слов.
Как улучшить технику чтения
Если ученик читает плохо, не стоит расстраиваться, ругать школьника и давить на него, заставляя читать «из-под палки». Достаточно читать 10-20 минут каждый день, чтобы улучшить навыки чтения и добиться желаемых результатов.
Очень важно мотивировать школьника на дополнительные занятия чтением:
Награждайте ребенка наклейками или сделайте доску успеха, на которой отмечайте прогресс.
Подбирайте произведения тематики, которая интересна школьнику.
Организовывайте занятия в формате игры, а не обязаловки.
Просите ребенка читать вслух домашнему питомцу, любимым игрушкам, младшим братьям или сестрам.
Введите в практику ежедневные семейные чтения и читайте ребенку вслух каждый день интересные детские книги. Пока он еще не умеет хорошо читать, чтение является для него тяжелым трудом, а не удовольствием. Важно заинтересовать малыша чтением в вашем исполнении, чтобы он и сам хотел научиться быстро читать.
Упражнения на улучшение параметров техники чтения
Существует множество упражнений, с помощью которых можно подтянуть наиболее проблемные навыки. Выберите среди них те, которые понравятся ребенку и включайте их в ежедневные занятия.
Скорость чтения помогут улучшить следующие упражнения:
использование слоговых таблиц, которые можно распечатать из интернета;
многократное прочтение (три-четыре-пять раз) одного и того же текста с увеличением темпа;
расширение периферийного зрения по клиновидным таблицам (таблицы Шульте);
чтение в темпе, который задает взрослый, водя пальцем по строкам текста;
ускоренное чтение по команде взрослого в течение 20 секунд;
чтение с «окошечком» (выполненном в бумажном листе) для избавления от регрессии – привычки возвращаться взглядом к уже прочитанному.
Правильность чтения и хорошая дикция – важные параметры техники чтения. Подберите для малыша скороговорки и чистоговорки для улучшения дикции, при проблемах с произношением отдельных звуков может потребоваться консультация логопеда. Читайте ребенку вслух тексты, при этом произносите некоторые слова неправильно и просите школьника исправлять вас.
Выразительность можно тренировать, устраивая чтения по ролям. Учите ребенка говорить с разным тоном и силой голоса, для этого можно разыгрывать разнообразные сценки с игрушками. Также поможет чтение стихотворений с выражением.
Важно не только быстро читать слова, но и понимать смысл прочитанного. Обсуждайте со школьником смысл и основную идею прочитанного отрывка, объясняйте ему незнакомые слова и выражения. Попросите ребенка составить план текста, пересказать прочитанное, нарисовать иллюстрации к тексту, рассказать, что ему больше всего понравилось или не понравилось в тексте.