Математика нужна исключительно всем даже гуманитариям. В Сингапуре настолько озаботились выбором эффективной методики преподавания предмета, что в итоге разработали свою уникальную систему. Несмотря на то, что методические материалы по сингапурской математике были переведены на десятки языков мира, включая русский, адептами согласились стать единичные страны. Среди них Израиль и Япония.
С чего все начиналось
В середине 90-х образовалась компания Singapore Math Incorporated. Фирма базировалась в Портленде, занималась разработкой и изданием пособий по математике на основе принципиально новой подачи базовых данных для детей младших классов. Компания до сих пор продолжает выпускать материалы по математике, а также логике и информатике.
С 1995 года младшие сингапурские школьники заявили о себе миру. Тогда и сейчас маленькие сингапурцы побеждают почти во всех международных олимпиадах по математике, логике и информатике. Есть над чем задуматься, не так ли? Может быть, дело в нестандартном подходе к изучению предмета? В чем он состоит и как работает? Об этом подробнее.
Сингапурская математика: по методу постепенного усложнения
Цель программы — научить детей думать и понимать. Суть методики сводится к условному разделению материала на части — ступени. Дети переходят от одной ступени к следующей без перегрузки объемом информации.
На каждом этапе задачей учителей является глубокое проникновение в суть материала. Дети учатся на собственном опыте, осваивают принципы математики и только потом шаг за шагом переходят к основам: формулам, графикам и пр.
Поэтапность изучения — не новый метод. Система — детище американца, специалиста по когнитивной психологии, который посвятил себя изучению особенностей познаний мира человеком с выявлением закономерностей процесса, включая математический.
Каждое новое правило или закономерность сингапурские школьники осваивают через 3 стадии восприятия:
- конкретную;
- пиктуральную;
- абстрактную.
Этап конкретного восприятия основан на практическом опыте. Детей знакомят с физическими свойствами объектов, показывают следствия математических действий. То есть, им предлагают считать не в уме, а наглядно передвигая, щупая, складывая предметы.
Пиктуральный этап позволяет перейти к изображению объектов на бумаге. Все то, что дети уже освоили, трогая и двигая предметы, они продолжают делать на бумаге, используя картинки.
Только после успешного освоения пиктурального этапа, учитель принимает решение о переходе к финальному — абстрактному. Обычно уровень подготовки на этом этапе у детей такой, что они без проблем могут представить в уме все, что до этого делали с предметами сначала вручную, потом рисовали на бумаге.
Тема закрепляется на каждом из этапов и только после этого дети переходят к новой. Учителя следят за тем, чтобы все ученики в классе глубоко поняли тему. Все! Понятий, "неспособный", "отстающий", "гуманитарий" нет. В сингапурских школах с математикой дружат все. Если кто-то усваивает медленнее, весь класс продолжает углубляться вместе с ним до тех пор, пока все не будут готовы идти дальше вместе.
Может показаться, что методика не новая. Более того, некоторые справедливо заметят, что счетными палочками и веерами с цифрами на уроках математики в СССР пользовались всегда. Это правда. Но сейчас все поменялось. Новое поколение детей учат по новым методикам.
С первого класса детей заставляют зубрить таблицу, правила, формулы, не объясняя сути, с единственной целью уложиться в графики и пройти весь материал за учебный год. Отстающие и что еще хуже, ненавидящие математику младшие школьники в наше время не исключение, а печальная закономерность.
Примеры заданий по сингапурской математике
Сингапурская методика обучения математике — что думают специалисты
Еще раз выделим главное в методике азиатских педагогов. Акцент делают не на объем информации. Главное — донести суть концепций каждому ребенку. Выражение, что американские программы шириной в 1,7 км и глубиной в 2,54 см, а сингапурские наоборот, целиком справедливое.
Отличительная черта сингапурской методики — математика по принципу от простого к сложному. Сперва детям дают потрогать, потом нарисовать и только потом учат аппелировать понятиями внутри сознания. Для маленьких сингапурских школьников совсем несложно манипулировать предметами в голове после того, как они кучу времени потратили на то, чтобы научиться этому на реальных примерах.
Особенное внимание педагоги на уроках уделяют наглядному моделированию. Ребят учат визуализировать задачи для того, чтобы систематизировать данные и разбивать решение на простые этапы.
Коллективное изучение — еще одно отличие метода. Детей не делят на способных и неспособных. С первого класса в них культивируют социальную взаимопомощь. Ребята общаются, обсуждают, спорят, выдвигают гипотезы и формулируют собственные заключения, в том числе, на основе мнений одноклассников.
В общении материал усваивается лучше, дети учатся слышать не только учителя, но и друг друга, решают задачки с интересом, получая поддержку ребят.
Дети учатся объяснять, формулировать вопросы, высказывать несогласие. Они побеждают природную застенчивость и, проговаривая вслух, запоминают и понимают больше.
Углубленное изучение каждой темы — это норма в сингапурских школах. Задания построены таким образом, чтобы постоянно возвращаться к изученным ранее темам для более глубокого понимания.
По окончанию курса младшей школы дети не просто понимают математику, они ее любят и воспринимают как логичную часть жизни. Математика и логика для них — не то, что нужно зубрить. Это второй родной язык, на котором они говорят.
Приживется ли сингапурская математика в России
Многие родители школьников из России слышали о методике преподавания сингапурской математики и не против, чтобы дети следовали примеру азиатских школьников в младших классах. Самые активные пытаются учить детей сами по методическим материалам, потому что в школах учителя по-прежнему придерживаются установленных министерством образования норм.
Стоит ли ждать, что русские школьники в скором времени смогут учиться по материалам сингапурских педагогов в школах? Пока ничто не предвещает подобное развитие событий. Школьная программа в стране не пересматривается и не обновляется десятилетиями. Изменения вносятся редко и малозначительные.
Сингапурская математика чиновникам представляется чем-то малознакомым, сомнительным, требующим слишком кардинальных изменений, поэтому особого желания что-то менять они не проявляют.
Справедливости ради заметим, что и менталитет большинства родителей внедрять подобные методики пока тоже не позволяет. Привычка перекладывать ответственность на школьных учителей укоренилась настолько крепко, что убедить мам и пап в необходимости подготовить ребят к новой программе в школе до начала учебного года будет непросто. В Сингапуре это норма. Детей готовят дома, в первый класс они приходят с более или менее одинаковым уровнем.
Секреты успеха сингапурских учителей и школьников
В заключение немного о том, чем отличается система образования в Сингапуре от нашей помимо особенностей методики преподавания математики:
- учителя в стране самые уважаемые люди;
- родители помогают педагогам, приучают детей к работе и никогда не подвергают сомнению учительский авторитет;
- сингапурские учителя работают по 12 часов в день;
- чтобы получить допуск к преподаванию специалисты проходят серьезное обучение;
- математику дети учат каждый день по часу.
В целом же секрет успеха юных сингапурских математиков прост. Им прививают любовь к предмету через игру, взаимодействие и общение. В стране не поощряют халатное отношение к предмету и не делят детей на успевающих и неуспевающих.