Рифмы-миниатюры — отличное средство, чтобы формировать у дошкольников фонематический слух и языковое чутье. Это увлекательное занятие очень важно для полноценного психического развития ребенка. Полезные рекомендации помогут взрослым сделать процесс обучения рифмам более эффективным.
Все мы помним строки детских стихотворений, заученных еще в раннем детстве. Ведь простые рифмы непроизвольно откладываются в нашей памяти. Именно поэтому очень важно использовать рифмованные тексты, занимаясь с дошкольниками. Такие незатейливые, на первый взгляд, стихотворения помогают заложить в малышах первые нравственные ценности, заметно увеличить их словарный запас.
Содержание:
Первыми произведениями, с которыми взрослые знакомят деток дошкольного возраста, являются именно стихотворения. С самого рождения мамы рассказывают малышам потешки и прибаутки, поют колыбельные. Интересно, что наши предки делали это интуитивно, конечно же, не зная, что стихотворные формы положительно влияют на психическое развитие младенца. Уже в XX веке ученые доказали, насколько важно ранее общение с ребенком, чтение ему литературных произведений.
Хотя младенец вначале не понимает смысла услышанного, он привыкает к маминой речи, чувствует ее ритм, ему нравится эмоционально окрашенное выразительное чтение. При этом рифмованные строки малыш воспринимает лучше всего. Схожие по произношению слова легче запоминаются за счет ассоциативных связей. По мере взросления кроха начинает сам повторять стихи, что очень важно для развития речи, хорошо тренирует мозг. Родителям стоит поощрять это занятие, а чуть позже стимулировать ребенка самостоятельно подбирать слова в рифму. Такие словесные упражнения не только увлекательно, но и полезны, поскольку развивает слуховое восприятие, фонематический слух, языковое чутье.
Что же представляет собой рифма? Это комбинация слов, схожих по произношению, у которых совпадают ударные гласные. Для дошкольника понятие рифмы можно упростить — обозначить его как «слова, похожие по звучанию». В стихах, которые рассчитаны на младший дошкольный возраст, обычно используются точные рифмы, например, гармошка — картошка, мешок — горшок, мишка — шишка. В поэзии же, которая предлагается деткам постарше, уже можно встретить более сложные рифмы, например, гололедица — не едется.
Какие бывают виды рифм:
Старшим дошкольникам обычно нравится рифмовать слова и составлять простые стихи. Родители и воспитатели в детском саду должны обязательно поощрять эти словесные эксперименты. Ведь они хорошо развивают фантазию и чувство красоты родного языка. В дальнейшем такой ребенок будет лучше воспринимать поэзию.
Обучать дошкольника рифмовать тексты следует поэтапно.
Недопустимо подгонять малыша, слишком давить на него либо иронизировать над его первыми стихотворными опытами. Ребенка должен увлечь сам процесс составления текстов. Постепенно он научится создавать рифмы без помощи взрослого.
Отличная идея — предложить ребенку 5-7 лет поиграть в литературную игру буриме. Она заключается в сочинении стихов на заданные рифмы. Такая игра возникла еще в XVII веке во Франции и быстро обрела популярность в высшем свете. В классическом варианте развлечение имеет несколько правил:
В детском варианте игру следует адаптировать под возраст ребенка и его индивидуальные способности.
Рассмотрим пример буриме. Берется пара слов «муравей — воробей». Далее нужно придумать предложения с этими словами (по одному на каждое). Обычно малыш составляет простое нераспространенное предложение, например, «ползет муравей», «летит воробей». Взрослый с помощью наводящих вопросов помогает дополнить предложения: где ползет муравей? С чем он ползет? В итоге получается что-то подобное:
С тростинкой по тропке ползет муравей,
А следом за ним летит воробей.
В дошкольном возрасте ребенок обучается всему посредством игры. Увлекательные задания на подбор рифмы следует предлагать не только дома, но и на прогулке, в дороге, длинной очереди. Кроме того, интересно организованная игра станет замечательной альтернативой мультфильмам и планшету. Приведем примеры таких заданий:
Таким образом, научить дошкольника рифмовать слова и сочинять простые стихи под силу любому заинтересованным взрослому. Это увлекательное занятие станет отличным развлечение для ребенка, пробудит интерес к родному языку, поможет в будущем более успешно учиться в школе.