Реджио-педагогика — не просто программа для воспитания детей дошкольного возраста. Это глубокая философия. Ее принципам следуют в детских садах Европы, Азии и США. Результаты сильно отличаются от результатов воспитания по традиционным программам. Но обо всем по порядку.
Истоки методики
Все началось с истории итальянского педагога и психолога Лориса Малагуцци. Итальянец горячо любил свое дело, не переставая проводил педагогические исследования в родном городе Реджио Эмилия. Он оказался не просто школьным учителем, который не бросил учить детей в сложное военное время. Малагуцци защитил научный труд по теме педагогической работы с особенными детьми.
Труды Выготского и Монтессори вдохновили педагога на создание абсолютно новой для того времени сети детских учреждений для ребят возрастом от 3 до 6 лет. Это были первые малыши, которых воспитывали по методике Малагуцци.
Детские сады и ясли: формат и специфика
Детские сады по версии Малагуцци принципиально отличались от типичных католических и частных статусом и финансированием. Это были муниципальные учреждения на содержании государства и отчасти родителей. Интересно, что размер родительского взноса зависел от обеспеченности семьи.
Для Италии такой формат детского сада были совершенно новым. Родители с энтузиазмом встретили идею, поэтому мест постоянно не хватало. Чтобы как-то решить проблему детей принимали на конкурсной основе. Ребят из сложных семей или с инвалидностью брали в сады вне конкурса.
Для Малагуцци и его последователей крайне важно было подарить каждому ребенку возможность получить образование и адекватное воспитание. Вот почему финансовое положение семьи или физическое здоровье ребенка не имели значения, скорее наоборот, детей из бедных и неблагополучных семей принимали в первую очередь.
Ажиотаж вокруг детских садов Малагуцци вдохновил его на идею создания учреждений для самых маленьких. Так в 1970 году появились первые ясли.
Спустя 21 год методика воспитания итальянца и его сторонников по версии Newsweek официально была признана лучшей в мире. С этого момента интерес к ней не утихал. Америка, Европа, Азия углубились в изучение основ реджио-педагогики. Первые учреждения с воспитанием по методу Малагуцци появились и в России.
Сегодня в Италии работает фонд Reggio Children, создан Международный центр.
Ребенок — полный сосуд
Феномен педагогики Малагуцци — в отсутствии каких-то специальных программ и методик. Итальянец акцентирует внимание на природных возможностях и задатках каждого ребенка. Он убежден, что дети приходят в этот мир полиглотами, целостными личностями, наполненными сосудами. Задача взрослых — раскрыть потенциал, показать дорогу к самовыражению. У каждого ребенка свой путь, удобный и понятный только ему. Единой дороги нет.
Лорис Малагуцци считал, что традиционная педагогика работает в обратном направлении. Вместо того, чтобы подтолкнуть ребенка к саморазвитию, взрослые лишают его 99 из 100 языков, с которыми он появился на свет.
Педагогические программы работают по единому принципу. Детей учат соответствовать ожиданиям и действовать в определенным рамках, поощряют стереотипное мышление, но забывают о важности гармонии тела и головы.
Из детей делают удобных членов общества. Их поощряют за умение “любить” и “дарить радость” по графику, например, на день св. Валентина или Рождество, причем укрепляют стереотипное мышление с раннего детства.
Роль педагога в садах нового формата
Реджио-педагогика нацелена на развитие индивидуальной личности ребенка. Педагоги взаимодействуют с детьми, помогают им раскрыться, учат не сравнивать себя с другими и не пытаться соответствовать общим требованиям.
Педагог в детском саду, работающем по методике Малагуцци, ценит и уважает каждого ребенка. Он его наставник и друг.
От детских вопросов не пытаются отмахнуться, наоборот, детей стимулируют их задавать, а потом намеренно тянут с ответом, предлагая пофантазировать и придумать свои версии. Между детьми и педагогами нет иерархической пропасти, только ровные партнерские отношения.
Учебных планов и надзирательства руководства тоже нет. Реджио-педагогика исключает уравнивание детей и любое давление. Каждый ребенок индивидуален, соответственно и ключики к дверям его потенциала подбирают в индивидуальном порядке, и ни в коем случае не пытаются взломать замок силой.
Чему учат и как вовлекают детей в процесс
В основе совместного изучения явления: природные и социальные, все, над чем поработал человек. Любые ситуации, выходящие за рамки реджио-педагогики, не повод искать виноватых и обвинять. Это лишь возможность изучить и поразмышлять.
Интересный пример из Newsweek: "Луке 4 года и он занимался аппликацией на тему осени. К дереву мальчик решил наклеить настоящие листья (перед этим дети их сами собрали на прогулке). Учитель наблюдала за Лукой и как только он выбрал лист, спросила, видит ли он разницу между тем, как он выглядит с одной и с другой стороны? Лука заинтересованно изучил прожилки на одной стороне, перешел к осмотру фактуры на другой и только после этого принял решение, какая из них больше подходит для его истории осени."
Чтобы работать с детьми в таком формате, педагогам нужно постоянно совершенствоваться. Воспитателям детских садов, практикующим реджио-педагогику, для этого выделяют специальное время. Специалисты объединяются, сотрудничают, делятся опытом и идеями.
Учат камни, проволока и даже мусор
Все, что окружает детей, помогает им познать мир и себя. Младшие школы и детские сады, где практикуют реджио-педагогику, это всегда особенные классы. Они оформлены как наглядные обучающие пособия в картинках для того, чтобы дети с детства интересовались природными явлениями, окружающим миром, искусством и техникой.
Чего только нет в классных комнатах! Кроме обычных красок и карандашей, можно увидеть:
глину;
разные виды бумаги и картона;
дерево;
сухие растения и семена;
песок;
частицы металла;
пряжу;
перья;
гайки и пр.
Это даже может быть просто мусор. Последователи реджио-педагогики уверены, что дети большему научатся, обращая внимание на простые окружающие их вещи, чем на игрушки и игры. За порядком и "ассортиментом" дети и педагоги следят вместе.
Пространство и среда в детских учреждениях
Детские сады Реджио мало напоминают классические садики стран СНГ. Отличается все, начиная от площади и заканчивая меню. Сады Реджио просторные, в них большие окна и много зеркал. Окна — для перманентного наблюдения за окружающим миром, зеркала — для глубокого знакомства с собой.
Еще одно отличие — подход к воспитанию, доверие и интерес к любознательности детей. Малышам разрешают заходить на кухню, помогать готовить для себя и других. Поощряются инициатива, импровизация и личные рецепты ребят.
В отделке детских садов почти нет искусственных материалов. В приоритете натуральное дерево.
Помещения для детей уютные и комфортные. В каждом классе есть возможность побыть наедине с собой или поиграть с друзьями, не мешая другим. Пространство разделено на зоны и плоскости нескольких уровней:
домики;
лабиринты;
шкафчики;
ящики и пр.
В каждом классе есть зона для творчества — ателье. Ответственный за зону — художник-ательерист.
Важно, что детей не отделяют от достижений прогресса, поощряют интерес к современным технологиям. Малышам помогают освоить принципы работы:
проектора;
микроскопа;
телескопа;
ноутбука и пр.
Типичная отличительная черта садов Реджио — “пьяцца”, особенное место для встречи и обсуждения всего, что происходит в саду и за его пределами, планов на будущее, включая ближайший проект. В обсуждении участвуют взрослые и дети, у всех равное право голоса. Эта традиция помогает детям научиться слушать, планировать, высказывать собственное мнение.
Партнерство и общение
По определению Newsweek, у истоков реджио-педагогики активные жители коммуны (преимущественно женщины), которые смогли создать условия для обучения детей, несмотря на полную разруху после войны. Изначально родители были во главе процесса, а чтобы заинтересовать им как можно больше семей с детьми и сторонников, окна садов выводили на улицы города.
В наши дни родители все также не просто отдают детей на попечение воспитателям, чтобы поскорее заняться своими делами. Они принимают участие в жизни детского сада, бывают на занятиях, работают над совместными проектами, вместе с детьми расширяют познания в разных областях, готовятся к школе с удовольствием и энтузиазмом.
Дети не проводят все время в группах. Вместе с друзьями и педагогами они ходят на выставки, в музеи. Абсолютно нормальной практикой считается совместная экскурсия с группой на работу одного из родителей детей.
На занятиях не перебивают и не отмалчиваются. Ребят учат слушать мнение других, вступать в диалог, объяснять собственную позицию, выстраивать партнерские отношения друг с другом. Для этого их увлекают уже ранее упомянутыми проектами.
Интересно, что проекты бывают как спонтанными, так и спланированными. Например, если ребенок придумал интересное для себя занятие, ему предложат подключить к делу других ребят или же проект обсуждается заранее в рамках "пьяццы".
Детям предлагают решать и практические задачи, даже если это бытовые недетские проблемы в детском саду. У ребят могут спросить совета, выслушать мнение, попробовать их методы.
Акцент делают не на результате, а на процессе и возможностях для развития. Дети не должны стараться оправдать ожидания. Они свободны в решениях, поэтому их идеи смелые и яркие.
Отчетность и оценивание
Обычная подготовительная школа не имеет ничего общего с садами, где работают по методу реджио-педагогики. Детей в них не оценивают и не контролируют стандартными способами. Ребят не тестируют, не аттестуют по баллам, оберегают от любых сравнений с другими. Прогресс каждого ребенка оценивается только на основании его предыдущих результатов. Общие критерии тут не работают.
Результаты документируются. Воспитателю важно собрать доказательства работы с детьми: фото занятий, рисунки, поделки и пр. Материал постоянно анализируется, в программу работы с каждым ребенком вносятся необходимые коррективы.
Факт фиксирования результатов не скрывают от детей. Наоборот, таким образом им дают понять, что все, что они делают имеет значение, и даже если что-то не вышло сейчас, к этому можно вернуться позже.
Мнение скептиков
Реджио-подход в педагогике критиковали и продолжают критиковать за нестандартные практические занятия и не только. Критики не уверены, что уникальный опыт основателя в принципе под силу кому-либо повторить в условиях реальной жизни в наше время. В Италии в 60-х годах не удалось воспроизвести что-то подобное, так стоит ли думать, что мир примет новые методы и станет воспитывать детей по примеру находчивых итальянцев сегодня?
На самом деле опасения, как и критика такого дошкольного образования не обоснованы. Детские сады, воспитывающие по методам реджио-педагогики, уже существуют и успешно работают по всему миру, включая страны Африки и США.
Ежегодные исследования и помощь союзников из международного объединения Network благоприятно влияют на развитие системы. Несмотря на разницу контента, менталитетов, условий жизни, в каждом детском саду педагоги руководствуются главными принципами, среди которых уважение и доверие к ребенку, внимание к его потребностям и интересам.
Заключение
Системный подход в рамках реджио-педагогики касается всех областей развития ребенка. Детям предоставляется свобода выбора, поддерживается их инициатива, учитываются желания. В этом уникальность методики. Она оказывает колоссальное влияние на развитие маленькой личности.
Еще в дошкольном возрасте дети учатся важным вещам: умению действовать в команде, слушать и уважать точки зрения других, формулировать мысли и высказываться, критическому мышлению и многому другому. Все это навыки эффективного человека 21 века. Логично предположить, что реджио-подход для современных детей пока единственно верный и перспективный.
VIDEO