Заметили, что ваш малыш одинаково хорошо пользуется обеими руками и сложно определить – левша он или правша? У вас ребенок – амбидекстр! Как утверждает статистика, таких людей в мире почти столько же, сколько и правшей. Среди знаменитых амбидекстров можно назвать Альберта Эйнштейна, Леонардо да Винчи, Льва Толстого.
Содержание:
Понятие «амбидекстрия» происходит от латинских слов «оба» и «правый». Учеными принято называть так тот случай, когда у человека нет доминирующей руки, он одинаково эффективно использует обе.
Амбидекстрия либо приходит с упорными тренировками, либо заложена на генетическом уровне. Специалисты считают, что истинными амбидекстрами рождается лишь 1% малюток, хотя ранее ошибочно настаивали на том, что все мы рождаемся такими.
Ребенок определяет доминирующую руку ближе к 5 годам, потому как к этому времени у него уже мозговая структура сформирована настолько, что можно сделать выбор в пользу той или иной руки. Правшами управляет левое «математическое» полушарие, у леворуких людей главным выступает правое полушарие, которое отвечает за творчество и чувства. Здесь же гармонично развиты оба полушария, они активно и молниеносно включаются «в работу», анализируя информацию сразу на двух уровнях – логическом и интуитивном. С любой мультизадачностью амбидекстры справляются легко и свободно.
Амбидекстрия отвечает не только за то, какой рукой мы пишем и какую из них чаще используем в повседневной жизни. Он отличается от левшей и правшей отсутствием традиционной главенствующей системы. Так, оба уха у него слышат одинаково, оба глаза могут быть прицельными, нет явно выраженной толчковой ноги и т.д.
К 4-5 годам можно заметить, что ребенок стал одинаково уверенно пользоваться обеими руками. Не задумываясь, он легко действует и правой, и левой рукой, постоянно меняет их в процессе игры или работы. Эти навыки указывают на предрасположенность к амбидекстрии, но точнее понять это можно, когда малыш уже научится писать и сможет легко переключается в письме с левой руки на правую и наоборот.
Во время освоения навыка письма рекомендуется провести несложный тест, который безошибочно подтвердит кем является малыш. Пусть ребенок возьмет в каждую руку ручку или карандаш и попробует написать какое-либо слово двумя руками одновременно. Если он легко справится с заданием – амбидекстрские задатки у него в наличии. При выполнении задания не обращайте внимания на наклон букв – в данном случае это не имеет значения.
Самым большим плюсом такого ребенка являются широкие возможности для развития. Эта особенность не гарантирует безграничный успех, но усилий и способностей для его достижения потребуется меньше, чем обычным людям. Так, спортивные достижения легко даются людям, успешно владеющими правой и левой руками одинаково, оставляя их соперников далеко позади. Это же относится к музыкальной сфере или творчеству, а также к тем профессиям, где нужно задействовать одновременно две руки или две ноги.
К недостаткам детей-амбидекстров можно отнести гиперактивность, высокий эмоциональный фон и синдром дефицита внимания. Они часто вспыльчивые, импульсивные, им тяжело сдерживать эмоции.
Такой малыш гиперактивен, и призывать его стать тише и спокойнее – нет смысла. Лучше просто помогайте ему направлять лишнюю энергию в полезное дело. Нужно помогать ему контролировать себя, ведь из-за своих способностей в обучении малыш идет впереди сверстников и ему может быть на занятиях скучно либо он постоянно отвлекается.
Не давите на ребенка в тот период, когда он пытается понять, какая рука у него доминантная, не переучивайте его и не заставляйте идти против своей природы. Переучивание нередко приводит к стрессам, неврозам и неврологическим нарушениям. Такое давление может привести к тому, что ребенок не сможет нормально пользоваться ни левой, ни правой рукой.
Двурукость – это всегда повышенная производительность, анализ информации и скорость мышления. Кто же не хочет обладать такими экстраординарными способностями?
Развивать амбидекстрию полезно человеку с любой доминирующей рукой. Упражнения разнообразны. Например, рисуйте одновременно одной рукой квадрат, а другой – круг. Работайте неведущей рукой в прописях для дошкольников или первоклассников, повторяя написание крючков, палочек, букв и цифр. Тренируют моторику конструкторы «Лего» и обычная повседневная работа, выполняемая не той рукой, что обычно – чистка зубов, мытье посуды. Сначала мозг не будет успевать обрабатывать информацию, могут возникнуть сложности с концентрацией внимания, но со временем тренировки приведут все в норму и делать все неведущей рукой станет быстрее и проще.