Тест на описание серии сюжетной последовательности изображений широко используется в дошкольном образовании. С его помощью можно определить уровень развития интеллекта крохи и оценить соответствие возрастным нормам. Простой и понятный тест позволяет выявить потенциальные проблемы и своевременно принять меры для их устранения.
Суть теста
Главная цель метода – проверить, насколько малыш способен выявлять причинно-следственные цепочки и строить умозаключения. Для этого ребенка просят составить описание серии рисунков, на которых изображены этапы какого-то события.
Тест «последовательных картинок» дает возможность оценить, насколько у дошкольника развиты следующие навыки:
логическое мышление;
разговорная речь;
воображение.
Все эти навыки являются базовыми для первоклассников, без них малышу будет сложно учиться в школе. Поэтому тест на составление рассказа по серии картинок обычно применяется для оценки готовности ребенка к школе.
Особенности метода
Тестирование происходит следующим образом:
Малышу предлагают сюжетную серию из трех-шести изображений, расположенных в произвольном порядке (чем младше ребенок, тем меньше картинок в серии).
Дошкольнику предлагается расположить все картинки в логически последовательном порядке,
Далее ребенок должен составить по ним рассказ.
Во время прохождения первой части теста педагог фиксирует, как быстро малыш смог разложить все картинки, и количество допущенных ошибок. Также учитывается, исправил ли ребенок ошибки самостоятельно или ему понадобились наводящие вопросы.
На втором этапе оценивается количество предложений в рассказе о том, что нарисовал художник. Минимальная норма – одно простое предложение на картинку. Дети с высоким уровнем развития должны составить развернутое описание использованием более сложных грамматических оборотов и лексики.
Вместо перемешанных картинок малышу могут предложить уже готовую серию из 4+ логически последовательных изображений. В такой ситуации оценивается словарный запас ребенка, умение использовать относительно сложные речевые обороты и грамматические конструкции.
Плюсы и минусы методики
Тест «последовательных картинок» имеет целый ряд преимуществ:
универсальность – его могут применять педагоги, психологи и сами родители;
простота проведения – не составляет труда найти в интернете сюжетную серию картинок нужного уровня сложности;
легкость оценивания – для оценки результата не нужно проводить сложные вычисления;
развивающее воздействие – тест можно применять в качестве упражнения на занятиях в дошкольных учреждениях и в домашней обстановке.
Методика «последовательных картинок» используется в работе с детьми 4-6 лет. Оценить уровень выполнения могут и родители, негативные результаты служат сигналом, что требуется помощь специалиста.
Важно понимать, что низкий результат может быть связан с индивидуальными проявлениями характера малыша. Одни дети чувствуют себя свободно и уверенно в незнакомой обстановке, другие стесняются и из-за этого испытывают сложности с построением рассказа. Поэтому в детском саду или дома малыш может показывать хорошие результаты, а в присутствии незнакомого психолога нередко замыкается и молчит.
Еще один недостаток – субъективность оценивания. Психолог и малыш принадлежат к разным поколениям, поэтому между ними возможно недопонимание. К примеру, в Тик-Токе кроха мог видеть ролик с купающимися кошками или видео с козами, которые лазят по деревьям. Такая информация не вписывается в общепринятые понятия, поэтому может стать причиной неправильной оценки уровня интеллектуального развития.
Примеры игровых упражнений
Упражнения на описание последовательности картинок можно предлагать детям трех лет и старше. Для трех-четырехлеток задание заключается в правильном раскладывании простых картинок, составление описания добавляется в более старшем возрасте.
Трехлеткам надо предлагать очень простые сюжеты. К примеру, можно распечатать изображение горшка – без ручек, с ручками, с крышкой.
В возрасте 4-5 лет подойдут серии картинок, изображающих бытовые сценки: утренний подъем, одевание на прогулку и прочее. Шестилеткам можно подобрать более сложные сюжеты, где на картинках имеется больше деталей.
Сюжетные последовательности картинок можно использовать и для групповых занятий с дошкольниками. В игре могут принимать участие три-пять малышей, один из которых будет играть роль «ученика», а остальные будут «комиссией».
Сначала все вместе выстраивают картинки в логической последовательности, а потом участники «комиссии» задают вопросы «ученику» по первой картинке. Далее роль «ученика» переходит к следующему ребенку. Такой групповой тест развивает не только речь, но также умение работать в команде и коммуницировать с другими детьми, дает опыт преодоления стрессовых ситуаций.
VIDEO