В начале 90-х гг. прошлого века ученые Н. Хоув и У. Штраус разработали теорию, согласно которой примерно каждые 20 лет отмечается смена поколений. При этом представители каждого из них отличаются определенными чертами, мировосприятием, особенностями мышления, взглядами на жизнь, которые сформировались во многом благодаря опыту, приобретенному в детстве. Людей, которые появились на свет с конца 1990-х до начала 2010-х (примерно 1997-2012 гг.), именуют поколением Z. Они родились тогда, когда во все сферы жизни уже активно внедрялись высокие технологии, и сегодня не представляют себя без интернета. Виртуальный мир так же привычен для такого человека, как и реальность.
Старшее поколение часто не понимает интересы зумеров (это одно из названий представителей поколения Z), считает их инфантильными, поверхностными, не умеющими дружить и уважать старших, брать на себя ответственность, ставить долгосрочные цели. Так ли это? Что представляют собой люди цифрового поколения?
СОДЕРЖАНИЕ
Характерные черты зумеров
Поколение Z — это люди, жизнь которых неразрывно связана с интернетом. Часть из них уже достигли совершеннолетия, другие же еще находятся в детском и подростковом возрасте. Если игреки (предыдущее поколение) хотя бы немного помнят жизнь без ПК, смартфонов, онлайн-игр, то зеты словно пришли в этот мир с гаджетом в руках. Какие же основные особенности объединяют зумеров?
Интернет — это жизнь
Для центениалов (еще одно название «зетов») Всемирная сеть и гаджеты — уже не просто инструмент для решения каких-то задач. Это целая жизнь, место, где завязываются личные отношения, формируется репутация и предоставляются рабочие места. Учеба, общение в социальных сетях, творчество, хобби, занятия спортом — все сферы жизни поколения Z завязаны на новейших цифровых технологиях.
Стремление к образованию
Зумеры не особо интересуются традиционным образованием, но они хорошо понимают ценность информации, осознают, что успех в жизни во многом определяется знаниями. Однако они уважают знания и навыки, которые можно применить на практике, понимают, что диплом топового вуза еще не гарантирует интересную работу и достойный доход. Именно поэтому представителей цифрового поколения привлекает самообразование, различные онлайн-курсы.
Рано учатся зарабатывать
Многие представители поколения Z опять-таки благодаря интернету уже в подростковом возрасте способны находить источник собственного дохода. Яркий пример тому — блогерство. Благодаря ведению своего блога многие зеты умеют монетизировать хобби, зарабатывать деньги на любимом занятии.
Ценят личную свободу и хотят радоваться жизни
Зеты, в отличие от своих родителей и бабушек-дедушек, не желают работать по расписанию. Оптимальный вариант — это удаленка, фриланс, ненормированный рабочий день. Зумерам хочется полноценно отдыхать, творчески самовыражаться, путешествовать. Их жизнь не вертится вокруг трудовой деятельности, что опять-таки вызывает недоумение старшего поколения, которое часто не признает фриланс за полноценную работу, даже если он приносит хороший доход.
Клиповое мышление
Учителя жалуются, что современные школьники перестали читать. Действительно, юным зумерам неинтересны длинные скучные биографии, развернутые описания природы или архитектуры. При этом ребята хорошо воспринимают небольшие тексты с динамичным сюжетом.
За что можно уважать поколение Z
Стоит выделить сильные стороны цифрового поколения:
Легкость на подъем и интерес к новшествам. Когда появляется шанс перестроить свою жизнь, сделать ее более интересной, многие зеты готовы переехать, поменять школу, работу. Перемены не вызывают у них такого стресса, как у представителей предыдущих поколений.
Эрудированность. Центениалы благодаря все тому же интернету знают интересные факты из разных областей жизни, следят за последними новостями. Как результат они бывают хорошими собеседниками.
Креативность. За счет творческого подхода, насмотренности зумеры умеют эффектно преподносить свои идеи публике. Активность в соцсетях помогает создать желаемый образ, выстроить репутацию.
Практичность. Зетам по душе предпринимательская деятельность, стартапы.
Слабые стороны
Отсутствие концентрации. Дети и подростки Z привыкли к клипам, недолгим видео, быстрой смене картинок. Они быстро воспринимают информацию, но не зацикливаются на деталях. Им с трудом даются длинные тексты, тяжело вникать в их суть, если в конце нет кратких обобщающих выводов.
Слабая память. Зачем запоминать даты рождения, стихотворения, географические названия, если всегда под рукой интернет? Зеты не понимают, что хорошая память нужна человеку для работы, повседневной жизни, и ее нужно тренировать.
Выгорание. Зумеры с энтузиазмом принимаются за какое-либо дело, но если что-то не идет гладко, быстро теряются к нему интерес. Родители недовольны: ребенок увлекся очередным хобби, на него потрачены деньги. Но вскоре занятия прекращаются — надоело однообразие.
Неумение общаться в реале. Взрослые и дети поколения Z, в принципе, открыты для общения, но только в режиме онлайн. У них нет, как у их родителей и бабушек, потребности в живой коммуникации. В результате при личных контактах в реале они часто начинают теряться, не знают, с чего начать разговор.
Таким образом, у цифрового поколения, как и у любого из предыдущих, есть свои уникальные черты, сильные и слабые стороны. Надо просто принять их, потому что эти люди живут в другой реальности, нежели их родители и люди более старшего возраста.
VIDEO