Мнемотехника – целая система методик, помогающих запомнить имена, названия, даты и другую информацию с помощью ассоциаций и цепочек связей с ранее полученными знаниями. Приемов мнемотехники – множество: метод Цицерона, основанный на пространственном воображении, метод Айвазовского, работающий с визуальной памятью и т.д. Мнемотехника активно применяется в обучении и развитии детей. Одна из самых известных мнемотехнических фраз определяет порядок цветов в радуге: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».
Плюсы и минусы мнемотехники
Плюсов у мнемотехники немало. Она:
помогает оперативно и прочно запоминать материал;
развивает речь;
в целом расширяет кругозор;
укрепляет память и внимательность.
Мнемотехника также способствует формированию логического и образного мышления, воображения, совершенствует творческие и интеллектуальные способности.
Недостатки у этой методики также имеются, однако при правильном ее использовании они практически не проявляются. К примеру, она может быть достаточно сложной для самых маленьких детей, у которых пока еще маленький словарный запас. Вредит мнемотехника и при запоминании слишком легкой информации, которую можно запомнить и «просто так».
С какого возраста можно использовать мнемотехнику?
Обучение с помощью мнемотехники можно доступно для детей, начиная с трехлетнего возраста. При этом чем старше ребенок, тем более сложные мнемотехнические приемы нужно использовать. Так, сначала применяют мнемоквадраты, в 4-5 лет можно использовать более сложные мнемодорожки, в возрасте 6-7 лет дети знакомятся с мнемотаблицами.
Мнемоквадрат – это одно-единственное изображение. Он позволяет выучить только одно слово или словосочетание, возможно – простейшую фразу.
Мнемодорожки содержат уже 3-4 рисунка, обязательно систематизированных. С их помощью можно разучить какую-либо последовательность. Это может быть небольшой рассказ из нескольких приложений, стихотворение или алгоритм каких-то действий, например, утренней рутины: встать с кровати, совершить утренний туалет, застелить постель, позавтракать.
Мнемотаблица – это уже 6-8 изображений, позволяющих запоминать более сложную или длинную информацию:
пересказывать или придумывать свои рассказы:
учить наизусть стихотворения;
знакомиться с основными правилами поведения в различных жизненных ситуациях;
узнавать рецепты несложных блюд.
Регулярные занятия с мнемотаблицами развивают внимание ребенка и его сообразительность, учат его выделять в потоке информации главное, проводить сравнение двух и более понятий.
Особенности занятий
Любое занятие всегда начинают с более легких заданий: последовательность «мнемоквадрат-мнемодорожка-мнемотаблица» является единственно правильной. Упражнения должны быть нормированы: не желательно показывать ученику более 2-3 таблиц в день, а общее количество изображений (отдельных квадратиков), показанных в пределах одного занятия, не должно превышать двадцати. Если давать ребенку слишком большой объем информации, ее усвоение будет неэффективным.
Таблички с квадратами, дорожками и таблицами должны быть яркими и привлекательными, изображения на них – выразительными. Не рекомендуется применять для самых маленьких учеников черно-белые рисунки.
В пределах одного занятия следует соблюдать разнообразие, применяя разные темы, так как однотипные тренировки быстро наскучат ребенку. Желательно, чтобы усваиваемая информация требовала не только простого запоминания, но и физических действий, например, одна из таблиц на уроке может учить правильной последовательности уборки постели после сна.
Никакого принуждения быть не должно. Все занятия должны проводиться в игровом формате, дети должны воспринимать весь процесс с удовольствием. Внимание учеников угасает? Лучше вовсе прекратить тренировку и отложить ее.
Любое занятие проводится по следующему алгоритму:
информация кодируется в изображения;
ребенок изучает эту последовательность (самостоятельно или с помощью взрослого);
повторяет увиденное – мысленно или устно;
формируется устойчивая логическая цепочка.
Мнемотехника позволяет изучать правила дорожного движения: на одной картинке, к примеру, определенный цвет светофора, на втором – действие (человек переходит дорогу или ждет). Для изучения алфавита на карточки наносят изображение буквы, а затем несколько слов, которые с нее начинаются.
Мнемотаблицы помогут запоминать сказки. Один из лучших примеров – сказка «Репка». Ребенку последовательно показывают изображение репки, дедки, бабки, внучки, собаки Жучки, кошки, мышки. Аналогично можно оформить в таблице последовательность действий сказки «Колобок». Учат с помощью мнемотехники и стихотворения. Так, для стихотворения «Жили у бабуси два веселых гуся, один серый, другой белый, два веселых гуся» ребенку последовательно показывают карточки с изображениями:
бабушки;
двух гусей;
серого гуся;
белого гуся;
снова двух гусей.
Взрослый читает материал, который нужно запомнить, с выражением, не спеша, с небольшими паузами – ребенок должен понять произнесенное. Одновременно ученику демонстрируются картинки. Затем произведение повторяют еще 1-2 раза. После этого ребенок повторяет то, что он запомнил, используя рисунки.
Другие методы мнемотехники
Кроме мнемоизображений, существуют и другие приемы. Например, при использовании техники логических цепочек следует связать слова по порядку с помощью неких ассоциаций, либо каждое следующее понятие «вытекает» из предыдущего. А метод Цицерона заключается в воображаемом перемещении образа, который нужно запомнить, в некоем месте. Например, при изучении того же стихотворения о гусях ребенок мысленно помещает в своей комнате:
бабушку;
затем двух гусей;
затем первого из них – серого, а рядом второго – белого;
далее снова находятся оба гуся вместе.
Для повторения текста он просто мысленно «обходит» комнату и называет то, что «видит».
Способ опор также называется численно-буквенным методом. Информация запоминается, если ее мысленно связать по смыслу с другими словами или цифрами. Например, если нужно запомнить номер дома или квартиры, можно придумать, где и каким образом это число еще присутствует в жизни ребенка (например, это дата его дня рождения). Не менее популярна техника крокирования. Она напоминает работу с мнемотаблицами, только эскиз должен нарисовать сам ученик. Метод Айвазовского – еще одна интересная методика – основана на том, что информацию нужно запомнить в деталях, а потом закрыть глаза и мысленно представить ее. Такая мнемотехническая практика больше подходит для запоминания не словесной информации, а предметов или порядка действий.
Подведем итог
Регулярные занятия мнемотехникой позволяют не только всесторонне развивать способности ребенка, но и обучать его знаниям в форме игры. Мнемотехника обязательно пригодится малышу в будущем: значительно облегчит процесс обучения в школе. Упражнение для занятий можно придумывать самостоятельно либо изменять готовые – в зависимости от того, чем интересуется ребенок.
VIDEO