В маленьком ребенке заложен большой потенциал — нужно только помочь ему раскрыться, создав благоприятные условия. Именно от этого отталкиваются все методики раннего развития. Заботливые родители стараются изучать опыт передовых педагогов и использовать его на практике при воспитании своего малыша. Например, уже много лет остается популярной методика Никитиных. Она доказала свою эффективность и активно применяется во многих странах.
Содержание:
Борис Никитин и Лена Литвинова, преподаватель училища, военный инженер-майор в отставке и учитель русского языка и литературы, познакомились на педагогической конференции в Москве 10 декабря 1957 г. Судьбоносная встреча в итоге закончилась созданием семьи, педагоги обосновались в подмосковном поселке Болшево и стали родителями семерых детей. Своих сыновей и дочерей они воспитывали весьма неоднозначными методами, которые порой вызывали общественное осуждение (взять хотя бы прогулки детей босиком по снегу!).
Тем не менее дети Никитиных отличались отличным здоровьем, удивляли физическим развитием и незаурядным интеллектом. Уже в 3-4 года малыши начинали читать, постигали основы математики, увлеченно проводили время за логическим играми, которые придумывал их отец. В школе ребятам легко давались знания, за счет чего они даже перескакивали через класс. Борис Павлович и Лена Алексеевна являлись примером для многих родителей в своей стране, стали авторами свыше десятка книг, посвященных детскому здоровью и воспитанию.
Воспитание «по Никитиным» прежде всего предполагает большую самоотдачу, сознательность родителей. Оно базируется на трех принципах:
По убеждению Никитиных, взрослые при общении с малышом нередко впадают в крайности. С одной стороны, это заорганизованность — бесконечные занятия, игры, сверхзабота. У ребенка совсем не остается возможности и времени для самостоятельной деятельности. Другая ошибка — заброшенность, когда контакт с детьми сводится только к их обслуживанию, удовлетворению элементарных потребностей (покормить, уложить спать и пр.). Это прямой путь к депривации, задержке в психоэмоциональном развитии.
В противовес всему этому система воспитания Никитиных основана на естественности, творчестве, посильном труде, близости к природе. Взрослые ни к чему не принуждают дошкольников, только лишь помогают им разбираться в непростых жизненных вопросах, мягко направляют детей. Основная же цель воспитания — максимально полное раскрытие творческих способностей маленькой личности, ее подготовка ко взрослой жизни.
По убеждению Никитиных, прежде чем развивать ребенка, нужно заранее обеспечить для этого условия, например, в детской поместить на стены географические карты, изображения букв, предоставить детям книги, измерительные приборы и пр. Первые впечатления, связанные с этими предметами, невольно пробудят интерес малыша к определенной сфере знаний.
Как уже было сказано, Никитин разработал много развивающих игр, подходящих для разных возрастов. При этом взрослый не объясняет дошкольнику их правил — малыш просто погружается в игру благодаря сказке, подражая старшим, принимая участие в коллективных занятиях. Вскоре он начинает играть сам, а задачи постепенно усложняются. Подсказывать крохе ни в коем случае нельзя, он должен мыслить самостоятельно.
Ключевая особенность игр Никитиных — их многофункциональность и большой простор для творчества. Любая игра включает в себя перечень задач, которые малыш решает посредством кубиков, кирпичиков, квадратикоа, деталей конструктора и пр. Задания предлагаются от простого к сложному.
Нельзя требовать от ребенка, чтобы он решил задачу с первой же попытки. Немного подождите — и у малыша все получится.
Игра развивает логическое мышление, ощущение цвета, помогает усвоить понятие части и целого. 12 разноцветных квадратов располагаются на листе фанеры, как бы вставлены в окошечки. Ребенок должен составить квадрат из разных по количеству фигур (в зависимости от возраста). Например в два года — из двух прямоугольников или двух треугольников, далее задача усложняется.
Игра развивает логическое и пространственное мышление, внимание усидчивость. У 16 деревянных кубиков каждая грань окрашена в определенный цвет. Изначально взрослый с ребенком 1,5 лет просто вместе рассматривает кубики, акцентирует внимание на цвете их сторон, выкладывает из них дорожки. В дальнейшем дошкольник сам складывает из кубиков различные предметы, например, те же дорожки, но чередуя цвета.
Игра представляет собой комплект из трех фанерок, на каждой расположено по четыре круга одинакового размера, но окрашенных в разный цвет. Первый круг целый, следующий разрезан на две одинаковые части, третий — соответственно, на три и т. д. Последний круг состоит из 12 долек. Таким образом, малыш знакомится с математическими понятиями. В качестве заданий он может составить разноцветный кружок или лесенку, где внизу располагается целый круг, а на самом верху самая маленькая (одна двенадцатая) часть.