Записаться на бесплатный урок

Международная сеть школ Абакус центр

пн-вск 9:00 - 19:00 abakus@abakus-center.ru
Звонок по России бесплатный

Ментальная арифметика не просто учит ребенка моментально считать в уме, оперируя однозначными, двузначными и даже очень большими числами. Эти занятия развивают оба полушария мозга («логическое» левое и «творческое» правое), стимулируют их одновременную работу, укрепляют нейронные межполушарные связи. Удобно заниматься ментальной арифметикой дома – в привычных для ребенка условиях, в любое подходящее время.

Несколько рекомендаций

Перед началом занятий родители должны сначала хорошо усвоить учебный материал сами – по самоучителю, видеоурокам и другим материалам, которые можно найти на нашем сайте бесплатно. Лекции и задания лучше предварительно распечатать. Конечно, в наличии должен быть абакус – основной счетный инструмент, применяемый в ментальной арифметике (он также называется соробаном). Первое занятие будет посвящено знакомству с ним.

Первый этап обучения направлен на:

  • формирование полезных качеств – пространственного и абстрактного мышления, логики;
  • воспитание усидчивости;
  • тренировку памяти;
  • развитие мелкой моторики.

Позже ребенок начет обучаться счету. Занятия организуются по принципу «от простого к сложному»: первым делом тренируется счет с единицами, затем с десятками и так далее. Торопить, подгонять ребенка нельзя, как и нельзя допускать его переутомления.

Уроки целесообразно проводить два или три раза в неделю, оптимальная продолжительность занятий – 30…40 минут. Заниматься чаще и дольше – это риск, что учеба быстро надоест ребенку, а реже или меньшее количество времени – опасность, что приобретенные навыки быстро забудутся.

Сначала вычисления проводятся путем перемещения косточек на «настоящем» абакусе, позже – на воображаемом. Ученик представляет числа левым полушарием, а правое полушарие преобразовывает их в мысленную картинку. Оно же получает решение примера в графическом виде, а левая часть мозга конвертирует изображение в окончательный числовой ответ (цифры). В результате укрепляется связь между полушариями.

Принцип работы абакуса

Абакус или соробан - традиционные восточные счеты, представляющие собой прямоугольную раму с натянутыми девятью параллельными друг другу спицами. Первая справа линейка символизирует единицы, следующая обозначает десятки, следующая – сотни и так далее. Спицы пересекает поперечная планка. Выше нее на каждой линии расположена одна «небесная» костяшка, ниже – четыре «земных».

Любое число на абакусе можно представить единственной комбинацией, и этот образ в результате регулярных упражнений закрепляется в памяти ученика. Впоследствии для выполнения любых вычислений ребенку достаточно мысленно представить его.

Перед началом работы с абакусом инструсент приводят в начальную позицию – все его косточки должны быть разведены к краям рамки. Ни «небесные» костяшки, ни «земные» не касаются центральной планки. В дальнейшем следует учитывать, что если «небесная» бусина опущена к перекладине, спица символизирует число 5 или больше (это зависит от поднятых или опущенных нижних косточек). Если верхняя бусина поднята (отведена от разделителя) – это число меньше 5, а точно определяют его нижние костяшки, которые считаются по одной. Сколько из них поднято к поперечной планке, такое число они и показывают. Если нужно изобразить 0, «земные костяшки» отводят от разделителя вниз.

Когда при сложении чисел на спице должно оказаться более 9 бусин, на соседней спице добавляется одна «земная» костяшка.

С разрядом единиц работают правой рукой, во всеми остальными спицами – левой. Все косточки опускают указательным пальцем соответствующей руки, а поднимают – разными: «земные» только большим пальцем, а «небесные» – только указательным. Средний, безымянный палец и мизинец во время вычислений согнуты и прижаты к ладони.

Сложение и вычитание на абакусе

Процесс сложения выполняют по аналогии с традиционной арифметикой: сначала складывают единицы, потом десятки и последующие разряды. Например, складываем 16 и 44. На спицах выставляем 16: для обозначения единиц к разделителю подведены по одной верхней и одной нижней костяшке (так обозначается 6), на соседней спице – поднята одна нижняя (десятки).

Складываем единицы: к существующей шестерке прибавляем четверку. Чтобы показать 10, нужно на соответствующей спице установить 0, разведя все косточки в начальное положение, а на соседней – добавить одну «земную» костяшку к той, что уже была поднята к разделителю. В итоге на спице с десятками – две бусины. Добавляем к двум четыре (десятки из условия задачи). Результат – 6, представленный как комбинация из одной верхней и одной нижней костяшки, подведенных к разделительной планке. Общий результат – 60.

К примерам на вычитание приступают только тогда, когда ученик доведет решение упражнений на сложение до автоматизма. Все действия в этом случае выполняются в обратном порядке: сначала ребенок работает с наибольшим разрядом, постепенно продвигаясь к единицам, последовательно вычитая из первого числа второе.

К умножению и делению чисел на абакусе стоит переходить только после того, как сложение и вычитание будут выполняться учеником без каких-либо заминок.

Когда нужны занятия ментальной арифметикой?

Обучение ментальной арифметике возможно:

  • как дополнение к шаблонной школьной методике;
  • как ее альтернатива – для повышения эрудированности ученика;
  • в рамках подготовки ребенка к поступлению в первый класс;
  • чтобы развить другие качества – концентрацию, логическое и абстрактное мышление, повысить уверенность в себе.

Начинать обучение ментальной арифметике лучше всего в возрасте 4-6 лет, когда ребенок будет уверенно считать до десяти. Но учиться могут все люди, независимо от их возраста и пола. Подростки и взрослые могут организовать обучение самостоятельно, но дошкольникам и ученикам школы нужен тот, кто сможет их научить азам ментального счета.

Особенности домашних занятий

Заниматься ментальной арифметикой дома удобно по нескольким причинам, среди которых:

  • привычная комфортная обстановка;
  • экономия денег и времени на проезд в образовательный центр, а также на саму оплату обучения;
  • возможность корректировать план занятий в зависимости от особенностей ученика – психологических и умственных.

В числе возможных затруднений – ребенок может не воспринимать родителей как педагогов, а они сами могут быть к ученику слишком требовательными или, наоборот, оказывать поблажки. Не очень благоприятно отсутствие четкого плана занятий – все-таки лучше, когда они проводятся по расписанию, а не по желанию.

Рейтинг: 5/5 - 2 голосов

Спасибо!

Ваша заявка успешно отправлена. Мы скоро свяжемся с вами.

Оставить заявку

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Оставить заявку

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Оставить заявку

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Получить свой
бесплатный урок
Спасибо!
Вы можете скачать презентацию Развиваемся вместе с Абакус