Записаться на бесплатный урок

Международная сеть школ Абакус центр

пн-вск 9:00 - 19:00 abakus@abakus-center.ru
Звонок по России бесплатный

Ментальная арифметика не просто учит ребенка моментально считать в уме, оперируя однозначными, двузначными и даже очень большими числами. Эти занятия развивают оба полушария мозга («логическое» левое и «творческое» правое), стимулируют их одновременную работу, укрепляют нейронные межполушарные связи. Удобно заниматься ментальной арифметикой дома – в привычных для ребенка условиях, в любое подходящее время.

Несколько рекомендаций

Перед началом занятий родители должны сначала хорошо усвоить учебный материал сами – по самоучителю, видеоурокам и другим материалам, которые можно найти на нашем сайте бесплатно. Лекции и задания лучше предварительно распечатать. Конечно, в наличии должен быть абакус – основной счетный инструмент, применяемый в ментальной арифметике (он также называется соробаном). Первое занятие будет посвящено знакомству с ним.

Первый этап обучения направлен на:

  • формирование полезных качеств – пространственного и абстрактного мышления, логики;
  • воспитание усидчивости;
  • тренировку памяти;
  • развитие мелкой моторики.

Позже ребенок начет обучаться счету. Занятия организуются по принципу «от простого к сложному»: первым делом тренируется счет с единицами, затем с десятками и так далее. Торопить, подгонять ребенка нельзя, как и нельзя допускать его переутомления.

Уроки целесообразно проводить два или три раза в неделю, оптимальная продолжительность занятий – 30…40 минут. Заниматься чаще и дольше – это риск, что учеба быстро надоест ребенку, а реже или меньшее количество времени – опасность, что приобретенные навыки быстро забудутся.

Сначала вычисления проводятся путем перемещения косточек на «настоящем» абакусе, позже – на воображаемом. Ученик представляет числа левым полушарием, а правое полушарие преобразовывает их в мысленную картинку. Оно же получает решение примера в графическом виде, а левая часть мозга конвертирует изображение в окончательный числовой ответ (цифры). В результате укрепляется связь между полушариями.

Принцип работы абакуса

Абакус или соробан - традиционные восточные счеты, представляющие собой прямоугольную раму с натянутыми девятью параллельными друг другу спицами. Первая справа линейка символизирует единицы, следующая обозначает десятки, следующая – сотни и так далее. Спицы пересекает поперечная планка. Выше нее на каждой линии расположена одна «небесная» костяшка, ниже – четыре «земных».

Любое число на абакусе можно представить единственной комбинацией, и этот образ в результате регулярных упражнений закрепляется в памяти ученика. Впоследствии для выполнения любых вычислений ребенку достаточно мысленно представить его.

Перед началом работы с абакусом инструсент приводят в начальную позицию – все его косточки должны быть разведены к краям рамки. Ни «небесные» костяшки, ни «земные» не касаются центральной планки. В дальнейшем следует учитывать, что если «небесная» бусина опущена к перекладине, спица символизирует число 5 или больше (это зависит от поднятых или опущенных нижних косточек). Если верхняя бусина поднята (отведена от разделителя) – это число меньше 5, а точно определяют его нижние костяшки, которые считаются по одной. Сколько из них поднято к поперечной планке, такое число они и показывают. Если нужно изобразить 0, «земные костяшки» отводят от разделителя вниз.

Когда при сложении чисел на спице должно оказаться более 9 бусин, на соседней спице добавляется одна «земная» костяшка.

С разрядом единиц работают правой рукой, во всеми остальными спицами – левой. Все косточки опускают указательным пальцем соответствующей руки, а поднимают – разными: «земные» только большим пальцем, а «небесные» – только указательным. Средний, безымянный палец и мизинец во время вычислений согнуты и прижаты к ладони.

Сложение и вычитание на абакусе

Процесс сложения выполняют по аналогии с традиционной арифметикой: сначала складывают единицы, потом десятки и последующие разряды. Например, складываем 16 и 44. На спицах выставляем 16: для обозначения единиц к разделителю подведены по одной верхней и одной нижней костяшке (так обозначается 6), на соседней спице – поднята одна нижняя (десятки).

Складываем единицы: к существующей шестерке прибавляем четверку. Чтобы показать 10, нужно на соответствующей спице установить 0, разведя все косточки в начальное положение, а на соседней – добавить одну «земную» костяшку к той, что уже была поднята к разделителю. В итоге на спице с десятками – две бусины. Добавляем к двум четыре (десятки из условия задачи). Результат – 6, представленный как комбинация из одной верхней и одной нижней костяшки, подведенных к разделительной планке. Общий результат – 60.

К примерам на вычитание приступают только тогда, когда ученик доведет решение упражнений на сложение до автоматизма. Все действия в этом случае выполняются в обратном порядке: сначала ребенок работает с наибольшим разрядом, постепенно продвигаясь к единицам, последовательно вычитая из первого числа второе.

К умножению и делению чисел на абакусе стоит переходить только после того, как сложение и вычитание будут выполняться учеником без каких-либо заминок.

Когда нужны занятия ментальной арифметикой?

Обучение ментальной арифметике возможно:

  • как дополнение к шаблонной школьной методике;
  • как ее альтернатива – для повышения эрудированности ученика;
  • в рамках подготовки ребенка к поступлению в первый класс;
  • чтобы развить другие качества – концентрацию, логическое и абстрактное мышление, повысить уверенность в себе.

Начинать обучение ментальной арифметике лучше всего в возрасте 4-6 лет, когда ребенок будет уверенно считать до десяти. Но учиться могут все люди, независимо от их возраста и пола. Подростки и взрослые могут организовать обучение самостоятельно, но дошкольникам и ученикам школы нужен тот, кто сможет их научить азам ментального счета.

Особенности домашних занятий

Заниматься ментальной арифметикой дома удобно по нескольким причинам, среди которых:

  • привычная комфортная обстановка;
  • экономия денег и времени на проезд в образовательный центр, а также на саму оплату обучения;
  • возможность корректировать план занятий в зависимости от особенностей ученика – психологических и умственных.

В числе возможных затруднений – ребенок может не воспринимать родителей как педагогов, а они сами могут быть к ученику слишком требовательными или, наоборот, оказывать поблажки. Не очень благоприятно отсутствие четкого плана занятий – все-таки лучше, когда они проводятся по расписанию, а не по желанию.

Рейтинг: 5/5 - 2 голосов

Спасибо!

Ваша заявка успешно отправлена. Мы скоро свяжемся с вами.

Оставить заявку

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных