Игра является ведущим видом деятельности для дошкольников. Потребность в игре взрослые могут использовать с пользой для ребенка, например, решать с ее помощью конкретные образовательные задачи. Важным компонентом в формировании детской картины мира является математическое развитие. Благодаря элементарным математическим знаниям малыши учатся логически мыслить, анализировать, ориентироваться в пространстве и времени, тренируют память и внимание.
Решать все эти важные задачи помогают увлекательные математические игры. Предлагаем их интересную подборку. Некоторые игры командные — их проводят в детском саду, другие подходят для индивидуальных занятий, в том числе домашних.
СОДЕРЖАНИЕ
«Назови число»
Дошкольники становятся в круг. В центре стоит ведущий с мячом. Он бросает его какому-либо ребенку, называет любое число, при этом дает задание: «Увеличь число на один». Тот, кто поймал мяч, отвечает и бросает мяч обратно ведущему. Он проделывает те же действия с другим участником, только задание уже будет: «Уменьши число на один». В случае если игрок, поймавший мяч, ошибается, его поправляет ведущий или кто-то из детей. Данная игра закрепляет умение выполнять сложение и вычитание, попутно развивает ловкость и координацию движений.
«Чего не стало?»
На столе в ряд стоят десять игрушек. Воспитатель просит дошкольников посчитать игрушки, запомнить их расположение. Затем ребята закрывают глаза, а педагог тем временем прячет любые две игрушки. Далее он задает малышам вопросы:
Игрушек стало меньше или больше?
Какие игрушки исчезли?
Где они стояли, между какими игрушками?
Эту игру используют для закрепления навыков устного счета, понятий «больше/меньше». Она учит ориентироваться в пространстве, тренирует внимание и память.
«Считай в обратном порядке»
Ребята становятся в круг, выбирается ведущий. Он бросает мяч кому-то из детей и называет число. Этот участник должен посчитать в обратном порядке — произнести три числа перед названным. После этого он занимает место ведущего. Игру проводят в быстром темпе, чтобы возможность поучаствовать была у каждого ребенка.
«Сигналы»
Играет взрослый с малышом. Например, родитель во время прогулки, держа ребенка за ручку, нажимает ему на ладошку. Задача дошкольника — посчитать, сколько раз ему нажали. Игра развивает навыки счета, умение концентрировать внимание.
«Муха»
Педагог или родитель рисует старшему дошкольнику квадрат 3х3. В центре располагается точка — это «дрессированная муха». Ей можно давать команды «вправо», «влево», «вверх», «вниз». После того, как ребенок это усвоит, взрослый просит его мысленно представить поле с мухой. Далее он говорит, на сколько клеток и куда нужно переместить насекомое. И если муха оказалась за пределами поля, малыш должен хлопнуть — поймать насекомое. Игра развивает внимание, пространственное мышление.
«Отвечай быстро»
Дети стоят в кругу, воспитатель находится в центре. Он бросает мяч поочередно каждому ребенку мяч и называет любую геометрическую фигуру. Задача дошкольника — назвать предмет, имеющий такую же форму. Например, прямоугольник — стол, кровать, холодильник, треугольник — косынка, крыша дома. Игру можно усложнить: ребенок одновременно называет не один предмет, а сразу три.
«Назови пропущенное слово»
Дети стоят в кругу. Находящий в центре ведущий начинает фразу типа: «Солнышко светит днем, а луна…», а затем бросает мяч ребенку. Тот ловит мячик, добавляя недостающее слово, и сам становится ведущим.
Примеры фраз могут быть такими:
«Я пришел в детский сад утром, а вернулся домой…»;
«За понедельником идет вторник, а за пятницей…»;
«Весну сменяет лето, а какое время года сменит лето?»
Игры закрепляет временные представления.
«Какая фигура спряталась?»
На магнитной доске воспитатель располагает геометрические фигуры: прямоугольники, квадраты, прямоугольники, ромбы, круги, треугольники разной конфигурации. Затем педагог просит детей закрыть глаза и в это время убирает 1–3 фигуры. Далее ребята называют «спрятавшиеся» фигуры.
«Назови предмет»
Ребята делятся на две команды. Одна называет предметы квадратной формы, другая – прямоугольной. За каждый ответ выдается фишка. Побеждает та команда, которая набрала их больше всего.
«Бегите ко мне»
Каждый ребенок держит в руках геометрическую фигуру. Педагог дает задания: «Бегите ко мне дети с зелеными фигурами» (четырехугольниками, многоугольниками). Далее задание можно усложнить, например, «с зелеными треугольниками».......................
VIDEO