Ребенок начинает прогуливать школу, совершенно не хочет учиться, не слушается и все чаще приносит «двойки»? В такой ситуации родители часто совершают одну и ту же ошибку: заставляют сына или дочь учиться, повторяя модель своего воспитания в детстве. Это в корне неправильный подход. Для решения проблемы нужно сначала четко понимать, почему ребенок потерял интерес к учебе.
Содержание:
Таких причин детские психологи выделают несколько
Ребенок вправе противиться учебе, если она ему не нравится. Есть лишь один безболезненный способ решения этой проблемы – заинтересованность в учебе. Однако в этом деле многое зависит от учителя: ребенок всеми силами будет избегать скучно идущих уроков и не менее скучных домашних заданий.
Школа часто становится источником стресса, немало детей ежедневно испытывают негативные впечатления – от страха и напряжения до стыда из-за какой-либо ситуации. И причины отсутствия желания ходить в школу связаны именно с ними, в первую очередь с плохими отношениями с учителями или сверстниками. Не следует нападать на ребенка, просто чаще интересуйтесь его школьными делами. Убедите его, что все проблемы, если они возникают, решаемы.
Все мы устроены так, что готовы сопротивляться давлению извне. Чем больше родители заставляют учиться, тем больше ему будет неприятна школа.
К потере уверенности приводит чрезмерная критика в сторону малыша. В этом случае пропадает всякая мотивация, ребенок не видит разницы, получит он «пятерку» или «двойку», ведь все равно его никто не похвалит и не оценит.
Часть родителей настолько любят помогать малышу, что сами учатся вместо него. Ребенок в этой ситуации всегда займет пассивную позицию. Ведь мама соберет портфель сама, скажет, как, когда и что нужно делать. В роли марионетки ученик теряет мотивацию и обретает скуку. Так, пытаясь помочь, мы сами часто портим своих детей. Чрезмерная помощь и вмешательство в процесс обучения убивает ответственность и самостоятельность. Выход есть: перестаньте опекать ребенка.
После школьных занятий ребенок должен отдохнуть час-два. В уставшем состоянии значительно снижается концентрация, ребенку не до уроков. Пусть он занимается эти пару часов чтением, рукоделием, другим хобби или просто вздремнет.
Часто поводом для плохих оценок является напряженная атмосфера дома. Ребенок в такой ситуации становится замкнутым, нервным. В итоге все его мысли заняты не уроками, а сложной обстановкой дома.
Дети с невыработанной речью или необычной внешностью часто являются объектами насмешек, они страдают, испытывая отрицательные эмоции, стараются не отвечать у доски и пытаются стать незаметнее. Результат – потеря интереса к учебе.
Уже в раннем детстве школьники могут связаться с неблагополучными приятелями, не желающими учиться, и брать с них пример. Тем более это актуально для подростков.
Дети тоже подвержены зависимостям. К ним относятся уличная компания, компьютерные игры, вредные привычки.
Гиперактивные дети плохо концентрируются, им сложно усидеть на месте и слушать учителя, не отвлекаясь. Для таких школьников рекомендованы спортивные или танцевальные секции, чтобы малыш мог на занятиях снять излишки энергии.
Взаимопонимание с ребенком и помощь с возникшими трудностями без криков и ругани создаст правильную мотивацию к учебе. Для этого родителям и другим старшим членам семьи нужно:
А еще нужно подавать положительный пример своим детям. Хотите, чтобы ребенок читал? Читайте сами!
Чтобы ребенок стал охотнее учиться, ему нужно понять, зачем это нужно и что он получит благодаря учебе. Мечтает о конкретной профессии? Без полученного образования не будет никакой хорошо оплачиваемой работы, и как результат – возможности прилично зарабатывать на жизнь. Если у ребенка будет цель и понимание важности учебы, обязательно появится и желание учиться.
Поддерживайте ребенка в его самостоятельности, постоянно говорите, что верите в него, что у него все получится, что он сможет рассчитывать на вас в решении любой проблемы и что безвыходных ситуаций не бывает. Объясняйте непонятный ребенку материал сами или наймите репетитора.
Не ставьте ребенку завышенную планку, желая вырастить гения и воплотить свои, а не его мечты в жизнь. Позволяйте ему делиться с вами своими страхами и переживаниями, не осуждайте сына или дочь, а больше слушайте их. Не сравнивайте своего малыша ни с другими детьми, ни с самим собой в прошлом.
Специалисты рекомендуют делать уроки с ребенком в начальных классах, чтобы помочь организовать процесс. В это время ученика нужно «подтолкнуть» к тому, что лучше делать сначала письменные, а затем устные задания, решать сложные задачи необходимо сначала на черновик, а к контрольным готовиться заранее. В классах средней и старшей школы помогать следует только тогда, когда ребенок сам просит помощи с уроками.