Многие доктора и психологи уверены, что у человека способность к чему-либо развивается в основном в дошкольном возрасте. Определенный дар у малыша можно заметно, как только он начинает ходить и говорить, но некоторые способности проявляют себя ближе к школе. Чтобы родителям понять и различить – талант это или временное увлечение, им нужно быть предельно вникать в интересы ребенка. Именно от этого во многом будет легче определиться с дальнейшей жизнью, а также и будущей профессией.
Содержание:
В знаменитом методе Монтессори ребенок развивается самостоятельно, но не без помощи взрослых, которые должны учитывать, что ребенок рождается уже личностью. Главным принципом этого учения является «Помоги мне сделать самому». Но родителям и воспитателям нужно уметь различать талант от способностей, одаренного ребенка от гения.
Способности – это определенный навык человека, приобретенный им и развитый в течении всей своей жизни. От способностей зависит, насколько умело выполняются задачи в повседневной жизни.
Талант – это врожденные возможности человека в определенном виде искусства, науки, спорте. Талантливые люди встречаются редко, но они все же есть. И одного имеющегося таланта для успеха мало, его необходимо выявить и развивать.
Гениальность – это высшая степень проявления одаренности, считается одним из уникальных проявлений человеческого потенциала. Но часто гениальные люди проявляются только в каком-то одном виде деятельности.
Гениальность развивается у ребенка при любом образе жизни и неважно в каких условия. А вот талант нужно вовремя распознать, помочь ему развиться.
Специалисты в области психологии и педиатрии много лет изучали тему развития у детей дошкольного возраста способностей и дара к определенным видам деятельности. И сделали вывод, что способности можно разделить на несколько видов.
Общие способности во многом зависят от интеллекта ребенка: насколько он быстро выражается, четко улавливает информацию, понимает, что от него требуется и для чего ему это нужно делать. Эти дети оригинально отвечают на вопросы, они не теряются при сложностях в решении того или иного задания, а могут придумать что-то своеобразное, не свойственное обычному ребенку. У них развито внимание, они сосредоточены на задании. Реализовать и развить такие способности малышу помочь можно, прежде всего, в виде игры. Например, малыш, увлекающийся лепкой из пластилина, может стать великим скульптором, а знаменитый художник может вырасти из любителя рисовать на обоях.
Специальные способности приводят к успеху только в одном виде деятельности. Это может быть великий математик, ничуточки не имеющий потенциала в искусстве, либо виртуозный пианист, не способный определить – правильно ли ему дали сдачу в магазине.
Ученый Х. Гарднер изучал поведение одаренных людей и разработал так называемую Теорию множественного интеллекта. В ней он выдвинул идею, что видов интеллекта – девять:
Родители должны понимать, что у каждого ребенка свои особенности развития. У одного способности проявляются в раннем возрасте, у другого – только в школе. Но чаще всего они видны уже в период от 3 до 4 лет. Именно в этом возрасте дети начинают посещать детский сад, общаются друг с другом, играют в ролевые игры. И становится более-менее понятно, что интересно малышу.
Особенность способностей детей дошкольного возраста состоит в том, что детство их относится к сенситивному периоду развития. Именно в это время малыши без затруднений формируют интеллектуальные способности, «умнеют». Многие умиляются одаренностью сына или дочери, но это не всегда так. То, что ребенок умеет в три года читать по слогам или рисовать картины, еще не подтверждает факт таланта или дара: просто ему это было интересно и момент обучения он воспринимал как игру, потому и научился это делать.
Главные учителя и помощники ребенка – это, конечно, родители. Как будут относиться родственники к врожденным способностям или природным, так и будет развиваться или наоборот остановится прогресс в даре ребенка.
Важно относиться к ребенку как к личности, которая уже сформирована. У него есть свои увлечения и свое мнение. Нужно отложить на задний план свои интересы, несбывшиеся мечты и ни в коем случае не заставлять ребенка заниматься неинтересным ему занятием. Никогда не приводите в пример других детей или себя, ведь он – не они и не вы. Подбадривайте его похвалой за положительные результаты, и не ругайте за промахи.
По возможности наблюдайте за тем, как ребенок играет с ровесниками, как он с ними ладит, как реагирует на взрослых. И именно наблюдайте, а не преследуйте.
Очень важно обеспечить дошкольника материалами, которые помогут проявить себя. От окружающей его обстановки зависит дальнейшее развитие личности.
Не противьтесь, если ребенок пробует себя в разных сферах деятельности и меняет свои интересы. Так он получит свой опыт и поймет, что ему больше подходит. Детей младшего возраста можно завлечь посещением музеев, детских спектаклей и других мероприятий, подходящих по возрасту.
Внимательно выбирайте для своего ребенка дополнительные кружки. Общайтесь с преподавателями, изучите как они относятся к детям и какой у них опыт работы.
Очень часто желание родителей развить какой-то определенный талант своего сына или дочери преобладает над здравым смыслом. Это приводит к неизбежным проблемам, включая нарушение психики ребенка в процессе формирования личности. Чтобы этого не произошло не стоит:
Некоторым взрослым кажется, что ребенок мешает их интересам или личной жизни, поэтому они игнорируют возможности детей. Когда ребенок раскрасит фломастерами двери или экран телевизора, родители будут недовольны его поступком и только единицы увидят в этом талант художника.
Также не стоит развивать только сильные стороны ребенка. Если вы будете давать ему задания, которые он выполняет на «отлично», он никогда не научится другому виду деятельности. Он должен пробовать себя в разных сферах. А критиковать лишний раз – это подрыв уверенности в себе. Очень внимательно и с осторожностью нужно делать детям замечания. Слишком резкое и грубое слово может отбить интерес к занятию навсегда.
На плечи родителей и близких людей ребенка ложится большая ответственность выявить и помочь развить у ребенка способности, а возможно и настоящий талант. Нужно к этому вопросу отнестись очень серьезно, бережно воспринимать личные интересы малыша. Поддерживайте ребенка в его творческих желаниях, разрешайте ему импровизировать и увлекаться новыми хобби. При разностороннем развитии и понимании своего малыша, вы воспитаете самостоятельного, уверенного в себе человека.