Обучение – основной вид деятельности у младших школьников. Чтобы хорошо учиться и успевать, ребенку необходимо уметь концентрировать внимание и сосредотачиваться. Если эти способности развиты в недостаточной степени, школьник не сможет эффективно работать в классе, для него будет свойственна рассеянность, он также будет испытывать сложности с выполнением домашних заданий.
Содержание:
Внимание – уникальное свойство человеческой психики, которое является одними из ключевых факторов успеха в жизни. Оно обозначает способность сосредотачиваться в данный момент времени на конкретных предметах или явлениях, не отвлекаясь на другие объекты.
Существует два способа, с помощью которых человеческий мозг отбирает информацию, попавшую в поле внимания:
Непроизвольное внимание заложено на уровне рефлексов. Сознание реагирует на движения, звуки, незнакомые объекты в поле зрения. Произвольное – это результат волевого психического усилия, оно формируется по мере взросления ребенка.
Уровень развитости внимания характеризуется тремя свойствами, и это:
Объем внимания – это количество объектов, которые ребенок способен воспринимать одновременно. Обычно малыши дошкольного возраста способны сосредоточить внимание только на одном предмете, к шести-семи годам это количество возрастает до 2-3 объектов.
Концентрация – это способность удерживать внимание на чем-либо: одном объекте, не отвлекаясь на окружающие предметы и явления. А переключаемость определяет скорость перехода (переключения) фокуса внимания от одного объекта на другой.
Восприятие, запоминание, мышление «включаются» только тогда, когда ребенок сконцентрировался на объяснениях учителя или выполнении задания. Малый объем внимания, неразвитая избирательность, плохая сосредоточенность приводят к тому, что дети испытывают сложности в учебе.
Фразы «Будь внимательнее!», «Соберись!», «Не лови ворон!» дети младшего школьного возраста часто слышат от учителей и родителей. Но справиться с проблемой одним усилием воли первоклассник или второклассник не способен, ему нужно помочь развить внимание.
Занятия по формированию внимания должны проводиться с соблюдением четырех основных правил:
Во время занятий нельзя комментировать действия чада, делать замечания, торопить. Это отвлекает его от выполнения поставленной задачи, приводит к еще большим сложностям в выполнении задания.
Подбирайте игры и упражнения, которые лишь немного превосходят умения ребенка в данный момент времени. Слишком сложные задания отбивают желание заниматься.
Не упрекайте кроху и не сравнивайте его с другими детьми. Такие действия способствуют потере интереса к занятиям вплоть до категорических отказов.
Все недостатки внимания у младших школьников можно устранить при помощи специальных заданий и упражнений. Кроме того, нельзя забывать и об учебной мотивации.
Для детей младшего школьного возраста используют два типа заданий:
Свойства внимания у разных детей развиты в различной степени. Одним сложно сосредоточиться и удерживать в уме два-три предмета, другим трудно переключиться с одного вида деятельности на другой, третьи легко переключаются, но постоянно отвлекаются в процессе выполнения заданий.
Внимательность как свойство личности характеризует способность воспринимать объект в целом, вникая при этом в его детали. Невнимательность приводит к тому, что ребенок схватывает только общий смысл задачи, упуская детали, что приводит к неправильному выполнению.
Правильное развитие внимания в младшем школьном возрасте – залог формирования внимательности и наблюдательности у взрослого человека. Эти качества являются обязательными для дальнейшей успешной учебы и построения карьеры.
Хорошее упражнение для развития внимательности – планирование дня. Формируйте вместе с ребенком план действий на каждый день, это научит его выделять важные задачи и концентрироваться на деталях.
Дисциплинированность и ответственность также способствуют развитию внимания. Поручайте ребенку определенные домашние дела, которые ему по силам, и контролируйте их выполнение. Отличный вариант – завести домашнего питомца и поручить ребенку уход за ним.
Чтобы учеба в младшей школе давалась ребенку легко, необходимо включить в ежедневный образовательный процесс занятия на развитие внимания и памяти. Эти навыки помогут ребенку в учебной работе и позитивно скажутся на общей успеваемости.
Играть в эту веселую игру можно вдвоем, втроем или даже вчетвером, она тренирует внимательность и память. Суть упражнения – умение запомнить как можно больше слов определенной тематики в заданном порядке. Для игры выбирайте несложную тему – животные, фрукты, овощи.
Суть игры очень проста: «Собака», – говорит первый ребенок. «Собака, кошка», — объявляет второй. «Собака, кошка, лошадь…». Тот, кто забыл слово или перепутал последовательность, выбывает из игры.
Эта головоломка отлично вписывается в учебный процесс на уроках русского языка. Ребенок должен отыскать в ряду букв слова и выбрать лишнее по какому-либо признаку.
К примеру:
ВЫФПОРТФЕЛЬКЛДНУЧИТЕЛЬЗНЕЕГНПАРТЫ
В данном примере загаданы три слова: портфель, учитель и парты. Лишнее слово – парты, оно во множественном числе, а остальные – в единственном.
Это упражнение отлично развивает умение концентрировать внимание. Ребенок должен посмотреть на картинку и назвать цвет, которым написано каждое слово. При этом цвет слов не совпадает с написанным, что развивает способность сосредотачиваться и отсеивать ненужную информацию.
Это классическое упражнение на развитие внимательности и наблюдательности, которое подходит для любого возраста. Ребенку предлагаются 2 схожие картинки, между ними надо найти все отличия.
Дошкольникам и первоклассникам лучше подойдут изображения с крупными элементами. Ученикам 2-4 классов будут полезны картинки с более мелкими деталями, они тренируют также объем и устойчивость внимания.