Желание многих родители – развить у ребенка математические способности, чтобы облегчить ему учебу в школе. Но что входит в это понятие? Какие арифметические навыки будут полезны ребенку, а какие можно пока не прививать? Давайте разбираться.
Что такое математические способности
Ошибочно математическими способностями считается умение быстро и корректно производить арифметические вычисления в уме или на бумаге. На самом деле это понятие включает в себя развитие целого комплекса навыков, касающихся счета, логического мышления и даже творческого подхода к решению задач. А только лишь умение быстро считать и запоминать большие массивы цифровой информации – это нечто иное.
Математические способности – это:
умение обрабатывать (обобщать) разнообразный математический материал, например, способность найти общее у нескольких разнородных предметов либо, напротив, исключить из их ряда лишнее;
развитое логическое мышление и в то же время способность мыслить абстрактно, умея отвлечься от выполняемой задачи и понять («увидеть») всю картину в целом;
строить цифровые и иные логические ряды в прямой и обратной последовательности;
не использовать шаблонное мышление, умение думать нестандартно;
наличие развитых математического мышления и математической памяти;
умение применить полученные арифметические и геометрические знания в различных ситуациях, включая научные и бытовые;
уверенное оперирование пространственными понятиями.
Как формируется склонность человека к математике
Как и все другие способности, математические – не предопределенный навык. Даже будучи врожденными, они все равно формируются и развиваются только в процессе обучения и закрепления практическими занятиями. В своем развитии они проходят несколько стадий:
познание (первое знакомство);
применение в игре (выполнении упражнений, решении примеров) и на практике;
расширение (получение новых знаний о предмете изучения);
закрепление полученного материала;
адаптация (перенос знаний из игр в реальные жизненные ситуации).
Стадия применения должна повторяться несколько раз: после первого ознакомления с материалом, после расширения знаний о нем, после закрепления. Причем ребенок должен применять выученное самостоятельно, иначе навык или знание не будут должным образом закреплены.
Развиваем математические способности ребенка
Начинать знакомство ребенка с математикой нужно в игровом формате, используя предметы, которые будут интересны малышу, в первую очередь, игрушки. Обсудите с учеником основные признаки предмета (его форму, цвет), ненавязчиво познакомьте с количеством предметов, их пространственном положении. Для последнего ребенок должен четко понимать, что такое верх, низ, левая и правая сторона, а также уметь оперировать понятиями «дальше-ближе», «за-перед» и другими подобными.
Второй этап – пересчитывание и сортировка предметов. Ребенок знакомится с понятиями «много-мало», «один-больше одного», «больше-меньше-поровну». Пусть он рассматривает игрушки или другие предметы разного вида, в разном количестве. Пусть считает их, решает ¬–много их или мало, чего в ряду предметов меньше или больше. Хорошим упражнением будет раскладывание предметов на кучки, только вначале их чело должно быть не более 3-4 в каждой кучке, иначе малышу будет трудно наглядно оценить разницу в количестве.
Затем можно более углублено рассматривать геометрические особенности предметов. Научите малыша находить простейшие фигуры вокруг себя. Одновременно нужно изучать цифры, числа и основные операции с ними. Начинайте со сложения и вычитания, после переходите к умножению малых чисел, а делению в дошкольном возрасте можно уделить меньше времени и сил – только для разделения фигур на равные доли, и лучше – не более четырех.
Математика неинтересна ребенку. Что делать
Любое знание хорошо усваивается только при интересе ученика к его получению, и если такая заинтересованность отсутствует, занятия лучше отложить. Если малыш продолжает скучать на уроках, можно попробовать изменить форму преподнесения знаний – упростить объяснения, добавить еще больше игровых или развлекательных элементов. Не делайте уроки слишком длинными – четырехлетке достаточно заниматься 5-10 минут, в возрасте 6-7 лет математическая тренировка может продолжаться уже полчаса. Не давайте слишком сложных и слишком простых заданий: материал должен быть адаптирован к возрасту ученика. Кроме того, он должен быть не однотипным в рамках одной тренировки: лучше решить несколько более мелких разноплановых задач.
Покажите ребенку пример: начните интересоваться математикой сами, маленькие дети активно интересуются тем, что интересно старшим членам семьи. Помогайте ребенку рассуждать, ни в коем случае не смейтесь над неверными ответами. Сочетайте занятия математикой с другими видами обучения, а также с физической и творческой активностью.
Поощряйте использование полученных знаний на практике, переносите любое математическое понятие на персонажей книг и мультфильмов. Удачным примером можно назвать сказку «Теремок». По ней можно изучать количество персонажей и их размеры, получить представление о понятиях «большой-маленький». С точки зрения математики можно рассмотреть и сказки «Репка» или «Три медведя».
Другие методы развития математических способностей
Занятия математикой можно дополнить решением ребусов, загадок, использованием настольных игр. Очень полезными будут шахматы – они развивают логическое мышление, учат просчитывать свои действия на несколько шагов вперед. Пазлы и ручные головоломки развивают мелкую моторику и одновременно – пространственное мышление.
Популярной методикой сегодня является изучение ментальной арифметики. Эта дисциплина не только учит мгновенно считать в уме, но и развивает одновременно оба полушария головного мозга, а это учит ребенка выполнять два и более действий сразу.
VIDEO