Международная сеть школ Абакус центр
пн-пт 10:00 - 19:00

Как развить у ребенка математические способности

Желание многих родители – развить у ребенка математические способности, чтобы облегчить ему учебу в школе. Но что входит в это понятие? Какие арифметические навыки будут полезны ребенку, а какие можно пока не прививать? Давайте разбираться.

Что такое математические способности

Ошибочно математическими способностями считается умение быстро и корректно производить арифметические вычисления в уме или на бумаге. На самом деле это понятие включает в себя развитие целого комплекса навыков, касающихся счета, логического мышления и даже творческого подхода к решению задач. А только лишь умение быстро считать и запоминать большие массивы цифровой информации – это нечто иное.

Математические способности – это:

  • умение обрабатывать (обобщать) разнообразный математический материал, например, способность найти общее у нескольких разнородных предметов либо, напротив, исключить из их ряда лишнее;
  • развитое логическое мышление и в то же время способность мыслить абстрактно, умея отвлечься от выполняемой задачи и понять («увидеть») всю картину в целом;
  • строить цифровые и иные логические ряды в прямой и обратной последовательности;

  • не использовать шаблонное мышление, умение думать нестандартно;
  • наличие развитых математического мышления и математической памяти;
  • умение применить полученные арифметические и геометрические знания в различных ситуациях, включая научные и бытовые;
  • уверенное оперирование пространственными понятиями.

Как формируется склонность человека к математике

Как и все другие способности, математические – не предопределенный навык. Даже будучи врожденными, они все равно формируются и развиваются только в процессе обучения и закрепления практическими занятиями. В своем развитии они проходят несколько стадий:

  • познание (первое знакомство);
  • применение в игре (выполнении упражнений, решении примеров) и на практике;
  • расширение (получение новых знаний о предмете изучения);
  • закрепление полученного материала;
  • адаптация (перенос знаний из игр в реальные жизненные ситуации).

Стадия применения должна повторяться несколько раз: после первого ознакомления с материалом, после расширения знаний о нем, после закрепления. Причем ребенок должен применять выученное самостоятельно, иначе навык или знание не будут должным образом закреплены.

Развиваем математические способности ребенка

Начинать знакомство ребенка с математикой нужно в игровом формате, используя предметы, которые будут интересны малышу, в первую очередь, игрушки. Обсудите с учеником основные признаки предмета (его форму, цвет), ненавязчиво познакомьте с количеством предметов, их пространственном положении. Для последнего ребенок должен четко понимать, что такое верх, низ, левая и правая сторона, а также уметь оперировать понятиями «дальше-ближе», «за-перед» и другими подобными.

Второй этап – пересчитывание и сортировка предметов. Ребенок знакомится с понятиями «много-мало», «один-больше одного», «больше-меньше-поровну». Пусть он рассматривает игрушки или другие предметы разного вида, в разном количестве. Пусть считает их, решает ¬–много их или мало, чего в ряду предметов меньше или больше. Хорошим упражнением будет раскладывание предметов на кучки, только вначале их чело должно быть не более 3-4 в каждой кучке, иначе малышу будет трудно наглядно оценить разницу в количестве.

Затем можно более углублено рассматривать геометрические особенности предметов. Научите малыша находить простейшие фигуры вокруг себя. Одновременно нужно изучать цифры, числа и основные операции с ними. Начинайте со сложения и вычитания, после переходите к умножению малых чисел, а делению в дошкольном возрасте можно уделить меньше времени и сил – только для разделения фигур на равные доли, и лучше – не более четырех.

Математика неинтересна ребенку. Что делать

Любое знание хорошо усваивается только при интересе ученика к его получению, и если такая заинтересованность отсутствует, занятия лучше отложить. Если малыш продолжает скучать на уроках, можно попробовать изменить форму преподнесения знаний – упростить объяснения, добавить еще больше игровых или развлекательных элементов. Не делайте уроки слишком длинными – четырехлетке достаточно заниматься 5-10 минут, в возрасте 6-7 лет математическая тренировка может продолжаться уже полчаса. Не давайте слишком сложных и слишком простых заданий: материал должен быть адаптирован к возрасту ученика. Кроме того, он должен быть не однотипным в рамках одной тренировки: лучше решить несколько более мелких разноплановых задач.

Покажите ребенку пример: начните интересоваться математикой сами, маленькие дети активно интересуются тем, что интересно старшим членам семьи. Помогайте ребенку рассуждать, ни в коем случае не смейтесь над неверными ответами. Сочетайте занятия математикой с другими видами обучения, а также с физической и творческой активностью.

Поощряйте использование полученных знаний на практике, переносите любое математическое понятие на персонажей книг и мультфильмов. Удачным примером можно назвать сказку «Теремок». По ней можно изучать количество персонажей и их размеры, получить представление о понятиях «большой-маленький». С точки зрения математики можно рассмотреть и сказки «Репка» или «Три медведя».

Другие методы развития математических способностей

Занятия математикой можно дополнить решением ребусов, загадок, использованием настольных игр. Очень полезными будут шахматы – они развивают логическое мышление, учат просчитывать свои действия на несколько шагов вперед. Пазлы и ручные головоломки развивают мелкую моторику и одновременно – пространственное мышление.

Популярной методикой сегодня является изучение ментальной арифметики. Эта дисциплина не только учит мгновенно считать в уме, но и развивает одновременно оба полушария головного мозга, а это учит ребенка выполнять два и более действий сразу.

Читайте также:

Индивидуальные занятия ментальной арифметикой для детей
Индивидуальные занятия ментальной арифметикой для детей
Курсы ментальной арифметики. Развиваем интеллект и математические способности! Детям от 4 лет! Индивидуально. Онлайн. В удобное время.
Сюжетно-ролевые игры для детей
Сюжетно-ролевые игры для детей
Ролевые игры — это хобби взрослых людей, которые переодеваются в костюмы, живут в вигвамах и воплощают сценарии любимых книг? Отнюдь! Распределение ролей в рамках некоего действа — это игра, которую вы можете затеять со скучающим малышом или между детьми, пришедшими к вам в гости, прямо сейчас. Причем могут играть в нее и родители. Собрали лучшие идеи домашних ролевых игр с малышами.
Детская психология: 7 полезных советов для родителей
Детская психология: 7 полезных советов для родителей
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос здоровым и успешным. Но не каждый знает, как этого добиться. Предлагаем вам познакомиться с некоторыми принципами детской психологии, которые помогут лучше понять вашего ребенка, создать оптимальные условия для его развития, взросления, становления.
A rad wolf
Правильный ответ
Квадратик для цифры 5
Правильный ответ
13
Правильный ответ
15
Спасибо!
Ваша заявка успешно отправлена.Мы скоро свяжемся с вами.
Спасибо за заявку!
Просим вас подписаться на чат-бот по нейрозарядке: @Abakus Neurofitness. Вся актуальная информация по урокам будет в данном чате.Мы скоро свяжемся с вами.
Оставить заявку
Необходимо заполнить все поля
Регистрация
Необходимо указывать ФИО на английском языке для печати международных сертификатов
Все поля формы обязательны. После регистрации на вашу почту придет письмо c кодом для авторизации.
Получить свой
бесплатный урок