Скорочтение – это не просто умение быстро читать. Этот навык помогает взрослым быстрее и полнее усваивать информацию в формате текстов, а учащимся – тратить меньше времени на классные и домашние задания, эффективнее искать материал для учебы.
Почему мы читаем медленно?
Во время чтения мы следим взглядом за текстом нелинейно, зрение фиксируется на группе слов, затем скачкообразно переходит к другой группе, иногда взгляд отходит назад или вовсе останавливается. И хотя эти движения длятся долю секунды, все-таки замедляют в итоге весь процесс. Устранить эти скачки поможет скорочтение, предусматривающее линейное продвижение глаз, без возврата назад и забегания вперед.
На скорость чтения влияет широта поля зрения, которое обычно составляет 5-30°. Замедляет процесс и мысленное проговаривание слов, а также плохая концентрация внимания. Некоторые взрослые медленно читают из-за того, что читают по схеме, принятой в начальной школе: сначала слоги, из которых составляет слова, а слова уже складываются в предложения.
Количество слов, читаемых в минуту, зависит от множества факторов, в первую очередь возраста ребенка и темы текста. Нормы техники чтения приведен в таблице:
оценка I четверть II четверть III четверть IV четверть
1 класс
5 больше 20 больше 35 больше 40
4 16-20 26-35 31-40
3 10-15 20-25 25-30
2 меньше 10 меньше 20 меньше 25
2 класс
5 больше 45 больше 55 больше 65 больше 70
4 35-45 40-55 50-65 55-70
3 25-34 25-39 35-49 40-54
2 меньше 25 меньше 25 меньше 35 меньше 40
3 класс
5 больше 70 больше 75 больше 85 больше 90
4 55-70 60-75 70-85 75-90
3 40-54 45-59 55-69 60-74
2 меньше 40 меньше 45 меньше 55 меньше 60
4 класс
5 больше 20 больше 20 больше 35 больше 120
4 16-20 16-20 26-35 105-120
3 10-15 10-15 20-25 90-104
2 меньше 10 меньше 10 меньше 20 меньше 90
В средней школе техника чтения обычно не проверяется, хотя некоторые нормы ее все же имеются:
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
Класс Скорость моторного чтения Скорость осмысленного чтения
Вслух Про себя Вслух Про себя
6-й 135-155 165-200 120-140 160-200
7-й 155-175 200-230 140-160 200-235
8-й 175-190 230-255 160-170 235-270
9-й 190-200 255-270 Выше 170 270-300
Владение навыками скорочтения позволяет повысить скорость воспринимания информации в два раза и более.
Основные приемы обучения скорочтению
Методики обучения скорочтению предусматривают работу с текстами и таблицами, а также всевозможные упражнения.
2-3-5
При выполнении этого упражнения нужно взглядом, как лучом света расслабленно водить по строчкам текста в книге обычного размера слева направо и обратно в течение трех минут. Первые 60 секунд взгляд сосредоточен на двух строках, следующие 60 – на трех, последнюю минуту он движется по пяти строках.
Клиновидная таблица
Для тренировки нужны специальные таблицы, которые можно найти в интернете и самостоятельно распечатать. Взгляд сосредоточен на центральной части, а затем медленно перемещается вниз, при этом следует проговаривать вслух буквы или числа, которые находятся по бокам от основного столбца. Начинать нужно с цифровых таблиц, а затем переходить к более сложным – со слогами и целыми словами.
Лабиринт
Понадобится любой распечатанный лабиринт, которые нужно пройти, двигаясь по коридорам только взглядом, не используя пальцы или карандаш. Выполнять такое за задание можно и на экране компьютера.
Ритм Жинкина
Это специальная короткая композиция, скачать которую можно в интернете. Ее можно просто слушать во время чтения или дополнительно выстукивать пальцами по столу или книге. Ритм Жинкина делает невозможным внутреннее проговаривание текста при чтении и тем самым повышает его скорость.
Не возвращаться!
Чтобы во время чтения не возвращаться на предыдущие строчки, что не только снижает скорость, но и плохо влияет на понимание, нужно водить под буквами пальцем или другим предметом.
Фоточтение
Эта техника предусматривает охватывание на каждой странице крупные текстовые блоки с ключевыми фразами и списки. Так можно быстро понять суть прочитанного.
Диагональное чтение
Такое упражнение напоминает фоточтение, но дополнительно задействует боковое зрение. Вы мысленно проводите диагональ на странице и двигаетесь по ней взглядом, охватывая как можно больше слов за каждый проход.
Назови цвет
В этом упражнении требуется назвать цвет букв слова, не обращая внимание на смысл написано. В качестве исходных слов используется перечень тонов и оттенков (красный, синий, зеленый и т. д.), написанные этим же или другим цветом.
Таблицы Шульте
В методике засекается время прохождения таблицы с перемешанными символами. Важно не просто перебирать глазами цифры в порядке возрастания или убывания либо буквы по алфавиту, а заранее заметить нужную ячейку боковым зрением.
Специальные текстовые упражнения
Такие тексты способствуют развитию быстрого чтения. Они могут быть перевернуты «вверх тормашками», повернуты на 90°, иметь пропущенные буквы.
Какие навыки нужны для скорочтения?
Важные навыки для скорочтения можно и нужно тренировать в любом возрасте. Ученик должен уметь:
не отвлекаться;
концентрировать внимание;
задействовать периферийное зрение;
выделять в тексте главное, структурировать его;
быстро мыслить.
Все эти навыки связаны друг с другом, когда развивается один, «прокачиваются» и остальные. Так, обучаясь структурировать материал, мы запоминаем его, увеличивая скорость мышления и тренируя память.
VIDEO
VIDEO