Скорочтение – это не просто умение быстро читать. Этот навык помогает взрослым быстрее и полнее усваивать информацию в формате текстов, а учащимся – тратить меньше времени на классные и домашние задания, эффективнее искать материал для учебы.
Содержание:
Во время чтения мы следим взглядом за текстом нелинейно, зрение фиксируется на группе слов, затем скачкообразно переходит к другой группе, иногда взгляд отходит назад или вовсе останавливается. И хотя эти движения длятся долю секунды, все-таки замедляют в итоге весь процесс. Устранить эти скачки поможет скорочтение, предусматривающее линейное продвижение глаз, без возврата назад и забегания вперед.
На скорость чтения влияет широта поля зрения, которое обычно составляет 5-30°. Замедляет процесс и мысленное проговаривание слов, а также плохая концентрация внимания. Некоторые взрослые медленно читают из-за того, что читают по схеме, принятой в начальной школе: сначала слоги, из которых составляет слова, а слова уже складываются в предложения.
Количество слов, читаемых в минуту, зависит от множества факторов, в первую очередь возраста ребенка и темы текста. Нормы техники чтения приведен в таблице:
оценка | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
---|---|---|---|---|
1 класс | ||||
5 | больше 20 | больше 35 | больше 40 | |
4 | 16-20 | 26-35 | 31-40 | |
3 | 10-15 | 20-25 | 25-30 | |
2 | меньше 10 | меньше 20 | меньше 25 | |
2 класс | ||||
5 | больше 45 | больше 55 | больше 65 | больше 70 |
4 | 35-45 | 40-55 | 50-65 | 55-70 |
3 | 25-34 | 25-39 | 35-49 | 40-54 |
2 | меньше 25 | меньше 25 | меньше 35 | меньше 40 |
3 класс | ||||
5 | больше 70 | больше 75 | больше 85 | больше 90 |
4 | 55-70 | 60-75 | 70-85 | 75-90 |
3 | 40-54 | 45-59 | 55-69 | 60-74 |
2 | меньше 40 | меньше 45 | меньше 55 | меньше 60 |
4 класс | ||||
5 | больше 20 | больше 20 | больше 35 | больше 120 |
4 | 16-20 | 16-20 | 26-35 | 105-120 |
3 | 10-15 | 10-15 | 20-25 | 90-104 |
2 | меньше 10 | меньше 10 | меньше 20 | меньше 90 |
В средней школе техника чтения обычно не проверяется, хотя некоторые нормы ее все же имеются:
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ | ||||
---|---|---|---|---|
Класс | Скорость моторного чтения | Скорость осмысленного чтения | ||
Вслух | Про себя | Вслух | Про себя | |
6-й | 135-155 | 165-200 | 120-140 | 160-200 |
7-й | 155-175 | 200-230 | 140-160 | 200-235 |
8-й | 175-190 | 230-255 | 160-170 | 235-270 |
9-й | 190-200 | 255-270 | Выше 170 | 270-300 |
Владение навыками скорочтения позволяет повысить скорость воспринимания информации в два раза и более.
Методики обучения скорочтению предусматривают работу с текстами и таблицами, а также всевозможные упражнения.
При выполнении этого упражнения нужно взглядом, как лучом света расслабленно водить по строчкам текста в книге обычного размера слева направо и обратно в течение трех минут. Первые 60 секунд взгляд сосредоточен на двух строках, следующие 60 – на трех, последнюю минуту он движется по пяти строках.
Для тренировки нужны специальные таблицы, которые можно найти в интернете и самостоятельно распечатать. Взгляд сосредоточен на центральной части, а затем медленно перемещается вниз, при этом следует проговаривать вслух буквы или числа, которые находятся по бокам от основного столбца. Начинать нужно с цифровых таблиц, а затем переходить к более сложным – со слогами и целыми словами.
Понадобится любой распечатанный лабиринт, которые нужно пройти, двигаясь по коридорам только взглядом, не используя пальцы или карандаш. Выполнять такое за задание можно и на экране компьютера.
Это специальная короткая композиция, скачать которую можно в интернете. Ее можно просто слушать во время чтения или дополнительно выстукивать пальцами по столу или книге. Ритм Жинкина делает невозможным внутреннее проговаривание текста при чтении и тем самым повышает его скорость.
Чтобы во время чтения не возвращаться на предыдущие строчки, что не только снижает скорость, но и плохо влияет на понимание, нужно водить под буквами пальцем или другим предметом.
Эта техника предусматривает охватывание на каждой странице крупные текстовые блоки с ключевыми фразами и списки. Так можно быстро понять суть прочитанного.
Такое упражнение напоминает фоточтение, но дополнительно задействует боковое зрение. Вы мысленно проводите диагональ на странице и двигаетесь по ней взглядом, охватывая как можно больше слов за каждый проход.
В этом упражнении требуется назвать цвет букв слова, не обращая внимание на смысл написано. В качестве исходных слов используется перечень тонов и оттенков (красный, синий, зеленый и т. д.), написанные этим же или другим цветом.
В методике засекается время прохождения таблицы с перемешанными символами. Важно не просто перебирать глазами цифры в порядке возрастания или убывания либо буквы по алфавиту, а заранее заметить нужную ячейку боковым зрением.
Такие тексты способствуют развитию быстрого чтения. Они могут быть перевернуты «вверх тормашками», повернуты на 90°, иметь пропущенные буквы.
Важные навыки для скорочтения можно и нужно тренировать в любом возрасте. Ученик должен уметь:
Все эти навыки связаны друг с другом, когда развивается один, «прокачиваются» и остальные. Так, обучаясь структурировать материал, мы запоминаем его, увеличивая скорость мышления и тренируя память.