Развитый интеллект – это наша способность воспринимать и анализировать информацию. Высокий уровень IQ – это отличная успеваемость в школе, это более высокие шансы ребенка поступить в ВУЗ, но не только. Это еще и успешная карьера во взрослой жизни, финансовое благополучие. Потому интеллект ребенка родителям нужно развивать еще с дошкольного возраста, используя для этого разнообразные методики.
Что такое интеллект
Интеллект – это, другими словами, ум, разум. Интеллектуально развитый человек способен:
мыслить логически и абстрактно мыслить;
анализировать поступающую информацию;
понимать причинно-следственные связи;
быть податливым обучению;
находить правильные научные, практические и ежедневные жизненные решения.
У такого человека легче проходит адаптация к изменениям в окружающей действительности, он лучше планирует, умеет ставить цели и добиваться их. Выше IQ – это значит лучше память и способность концентрироваться, богаче словарный запас.
Типы интеллекта
Интеллект множественнен. Психологи выделяют не менее восьми его типов, у человека присутствуют все они, но доминирует только один или несколько, а не все. Это и определяет особенности нашей индивидуальности и способностей.
Природный тип – это все, что связано с природой, естественными науками, охраной окружающей среды. Если ребенок с детства любит животных и растения, чувствует и бережет природу, из него может вырасти отличный астроном, химик или, например, ветеринар. Таким дошкольникам и школьникам будет полезны прогулки по лесу или парку, чтение книг на тему природы и экологических проблем.
Тип второй интеллекта – музыкальный. Ребенок уже в самом раннем возрасте подпевает в такт, чувствует ритм, имеет развитый слух и голос, способен подобрать на слух любую мелодию, с легкостью осваивает музыкальные инструменты. Такого малыша нужно поощрять в его занятиях, брать его с собой на концерты, в театр, слушать с ним хорошую музыку и устраивать периодически домашние творческие вечера. Из таких людей вырастают композиторы, певцы, музыканты.
Дети с логико-математическим типом интеллекта с легкостью решают арифметические и геометрические задачи, решают головоломки, и их нужно поощрять в этом занятии. В детстве именно у них лучше всего получается собирать пирамидки, а впоследствии – пазлы. Вырастая, такие дети выбирают работу в сфере IT, математики и других точных наук, экономики, могут стать инженером, конструктором или, например, детективом.
Развитый духовный, или философский тип интеллекта – это наличие у человека богатого внутреннего мира. Такие дети рано начинают задаваться вопросами о смысле жизни, они любят рассуждать, спорить, очень любознательные. В большинстве случаев это будущие философы, историки или археологи, психологи, политики. Им придутся по вкусу путешествия по городам и странам, посещения выставок и музеев, экскурсий.
Кинестетический тип интеллекта также называется телесным. Если он развит у ребенка, малыш активен и даже неусидчив, он отлично владеет своим телом, у него хорошо развито пространственное мышление, чувство времени. Это будущие спортсмены, артисты, танцоры. Таких детей нельзя ограничивать в движении: позвольте им вволю бегать, прыгать, кувыркаться. Не лишним будет записать ребенка в спортивную секцию.
Межличностный, или социальный интеллект выражается в общительности, умении сопереживать, стремлении к новым знакомствам. Такие дети – преимущественно лидеры, они харизматичны, хорошо учатся в школе, а во взрослом возрасте становятся учителями, воспитателями, соцработниками, психологами, менеджерами по персоналу. Для развития интеллекта таким детям полезно расширять кругозор, путешествовать, знакомиться с новыми людьми, выступать публично.
Признаками развитого образного (пространственного) интеллекта можно назвать феноменальную память, хорошую ориентацию на местности, любовь к искусству. Такие дети вырастают отличными летчиками, водителями, строителями, архитекторами, инженерами и конструкторами. В детстве им будет полезно играть с конструкторами, пазлами, игрушками-лабиринтами, заниматься 3D-моделированием.
Обладатели развитого лингвистического (вербального) типа интеллекта любят вести дневник, отлично пишут изложения и сочинения. Они отличные ораторы, с ними интересно общаться. Вырастая, они становятся журналистами, писателями, переводчиками, актерами, а из наук чаще всего выбирают философию или историю. С такими детьми нужно как можно больше разговаривать, читать.
От чего зависит интеллектуальное развитие ребенка
Развитие интеллекта зависит от нескольких факторов. На него влияют внутриутробное развитие малыша (от протекания беременности до возможных осложнений в родах), генетические предрасположенности и индивидуальные особенности ребенка. Важны регулярные качественные занятия с малышом и образ жизни его и всей семьи. Психологический климат в семье должен быть благоприятным, нужно соблюдать режим дня, регулярно организовывать прогулки на воздухе, полноценно спать.
Социальный фактор тоже очень важен. Учитывается финансовое положение семьи, но если возможности водить ребенка на развивающие занятия нет, можно с успехом заниматься и дома.
Этапы развития интеллекта
От рождения и примерно до двух лет малыш познает окружающую действительность только через органы чувств. На этом этапе к нему приходит осознание, что он является автономной частью мира, а любые его действия приводит к каким-то последствиям.
Около двух лет начинается новый этап развития. Ребенок мыслит уже не конкретными предметами, как ранее, а образно, символами. Сначала малыш эгоцентричен, но постепенно начинает понимать, что в мире существуют и другие люди с собственными мнениями и точками зрения.
В возрасте примерно 7 лет ребенок уже максимально активно мыслит символами, например, находит количество несуществующих птенцов в арифметических задачах. Он уже способен классифицировать предметы, знаком с принципом сохранения вещества. Начиная с 11-12 лет дети мыслят и абстрактно, и конкретно, понимают метафоры, находят аналоги, прислушиваются к мнению других.
Как развивать интеллектуальные способности ребенка
Существует несколько общих правил по развитию интеллекта ребенка. Например, нужно учитывать возраст малыша и предлагать занятия, соответствующие этому временному этапу. К решению всех задач стоит подходить комплексно: на одном уроке должны присутствовать упражнения, которые одновременно развивают логику, внимательность, память, речь и т.д. Не нужно зацикливаться на каком-то одном навыке, но акцент следует делать на тот тип интеллекта, который доминирует. А умственную активность следует обязательно чередовать с физической.
Упражнения на развитие интеллектуальных способностей нужно начинать, когда малышу исполнится примерно полгода. Предлагайте ему игрушки из материалов разной текстуры, тренируйте мелкую моторику, разговаривайте с крохой, показывайте предметы вокруг него и проговаривайте их названия.
Примерно в 8 месяцев покажите ребенку игрушку-сортер или классическую геометрическую пирамидку, но собирать их он должен начать не ранее года. Продолжайте говорить с малышом, читайте ему сказки, слушайте вместе музыку, рисуйте, лепите из теста и пластилина.
В год наступает этап более сложных развивающих игр: пазлов, рамок-вкладышей, мозаики, многофигурных сортеров. В это время начинают формировать речевые навыки. Постепенно добавляйте все новые и новые игры: дощечки Сегена, лото, квадраты Никитина, домино, цилиндры Монтессори, тетрис, шарик орбо. В 2-3 года можно заниматься с еще более сложными игрушками, головоломками, начинать решать простейшие задачи, отгадывать загадки, обсуждать картинки.
Позже нужно начинать играть с ребенком в шахматы, шашки, разнообразные настольные игры, заниматься с ним лепкой, рисованием, конструированием. Решение арифметических примеров развивает логику, а чтение – эмоциональную сферу. Кроме того, чтение расширяет словарный запас ребенка. Помогут и компьютерные игры, например, «Викиум» или другие онлайн-тренажеры для мозга.
Занятия нужно проводить регулярно, но и перегружать ребенка нельзя. Если в процессе тренировки у малыша возникли затруднения, нужно прийти ему на помощь. А когда ученик успешно справится с заданием, его обязательно нужно похвалить.
VIDEO
VIDEO