Многие школьники, в том числе старшеклассники, не могут определиться с будущей профессией. И это вполне объяснимо. В современном мире все быстро меняется, не хватает стабильности. Даже взрослым трудно понять, какие навыки нужно осваивать сегодня, чтобы хорошо зарабатывать в ближайшем будущем. Что уж говорить о подростках!
Переживание родителей за свое чадо, которое не может понять, кем хочет стать, вполне оправдано. Ведь ученику предстоит выбирать профильные предметы для сдачи ЕГЭ и заранее к ним готовиться, необходимо собирать портфолио, участвовать в «нужных» олимпиадах. Поэтому взрослые должны представлять, как помочь школьнику сделать выбор, как мягко направить его на тот или иной профессиональный путь.
Содержание:
Привить своему сыну или дочери это ценное качество за год до выпускного просто нереально. Поэтому мудрые родители с ранних лет приучают ребенка к самостоятельности, умению самому делать выбор и принимать решения. К примеру, в дошкольном и младшем школьном возрасте нужно предлагать малышу пробовать различные кружки и секции. Пусть он сам определится, что ему интересно, раскроет свои способности, научится прислушиваться к себе. Уже будучи подростком, такой человек наверняка и к выбору специальности подойдет осознанно.
Если же бдительная мама всегда решала за ребенка, с кем общаться, что надеть, какие кружки и секции посещать, делала вместе с ним уроки, то нечего удивляться, что в выборе профессии подросток будет полностью полагаться на родителей. Ведь он попросту не представляет, что может быть иначе.
Опять-таки проводить их нужно с раннего детства. Интересуйтесь, чем живет ребенок, о чем мечтает, любит ли общаться с людьми, какие качества в них ценит, кем видит себя в будущем, чем точно не хотел бы заниматься.
Именно в процессе доверительных бесед следует донести до будущего выпускника, что работа — важная часть жизни, которая занимает много времени. Конечно, важен будущий доход, однако выбранная профессия должна приносить еще и самоудовлетворение, не доставлять дискомфорта.
Важно, чтобы родители объясняли ребенку, что работа не всегда совпадает с увлечением. Это совершенно нормально. Например, не все ученики спортивных секций связывают свою жизнь с профессиональным спортом. Или школьник, который любит на досуге рисовать, необязательно станет в будущем знаменитым художником или дизайнером.
При этом не путайте понятие «востребованные» и «престижные». Не нужно изучать в интернете рейтинги и ТОПы, лучше загляните на сайты по поиску работы и изучите самые популярные вакансии, реальные запросы работодателей. Там же вы получите представление о зарплатах и требованиях к соискателям. Например, полезно будет узнать, что определенная должность предполагает знание иностранного языка или конкретной компьютерной программы.
Нужно учитывать, что если какая-то специальность пользуется спросом сегодня, не факт, что она будет столь же востребована спустя несколько лет, пока ваш ребенок выучится в техникуме или вузе. В связи с этим заранее продумайте, какие смежные сферы подойдут данному специалисту.
С детских лет рассказывайте сыну или дочери о своей профессии, о жизненных историях своих друзей и знакомых, связанных с выбором работы. Если ребенок проявляет интерес к определенному занятию, поищите специалиста из данной сферы и пообщайтесь с ним вместе с подростком.
Некоторые предприятия устраивают у себя дни открытых дверей, экскурсии на производство. Это хорошая возможность изучить интересующие профессии, задать вопросы об устройстве рабочих мест, технологических процессах и пр. Пусть подросток решит, интересно ли ему этим заниматься.
Старшеклассник на летних каникулах можно попробовать себя в роли стажера на каком-либо предприятии. Конечно, это будет должность, не требующая профильного образования, но все-таки представится возможность получить представление о конкретной сфере деятельности.
Профориентация — это целый комплекс мер, призванный помочь учащемуся выявить свои профессиональные интересы, информирование его о различных специальностях, необходимых для них способностях и навыках. Однако в современной системе школьного образования такая деятельность построена на шаблонном психологическом тестировании, которое просто помогает определить интересы подростка, сильные стороны его личности, однако не учитывает огромного числа профессий, реальной ситуации на рынке труда.
Родителям важно уйти от стереотипа, что будущую специальность ребенку нужно выбирать, ориентируясь на свой любимый предмет в школе. Например, «тебе нравится литература — учись на филолога», «легко дается английский — конечно, нужно выбрать профессию переводчика», «разбираешься в биологии и химии — значит, ты хочешь стать врачом».
Это ошибочный путь: нужно подгонять знания под свою цель, а не искать специальность, исходя из знаний. Например, знание того же английского языка пригодится почти в любой профессии. К тому же, интерес к определенному предмету в школе очень часто обусловлен симпатией к педагогу, красивыми наглядными материалами, что не имеет ничего общего с выбранной профессией.
Еще одна популярная родительская установка заключается в том, что для профессионального успеха в жизни обязательно получить высшее образование. Диплом вуза — еще не гарантия высокооплачиваемой и престижной работы. Чтобы этого добиться, очень важны также личные качества (упорство, целеустремленность, трудолюбие пр.). А хорошо трудоустроиться вполне может и выпускник колледжа (к тому же, туда легче поступить) и уже впоследствии при необходимости получить высшее образование.