Над этим вопросом размышляют все родители будущих школьников. Когда-то, несколько десятилетий назад, малышей не было принято перед школой учить письму, чтению и счету. В то время поступление в первый класс воспринималось как некое выдающееся событие. Сегодня это уже не так: границы между дошкольным и школьным возрастом размыты, так как дети уже многое знают и умеют – их этому научили дома, в детском саду или в развивающих кружках. Мотивация учиться в школе у большинства современных детей отсутствует. Потому родители должны подготовить будущего первоклассника к школе, рассказывая, что хорошего ждет его в учебном заведении. Но некоторые навыки, умения и знания у ребенка все же должны присутствовать.
Социальные навыки
Малыш в этом возрасте обязан уметь общаться: слушать собеседника, отвечать, когда это нужно, а когда надо – молчать, даже если очень хочется что-то сказать. Малыш должен хорошо чувствовать себя в коллективе. Также следует заранее примерить на себя роль лидера группы или роль эксперта.
Полезным будет иметь какие-то навыки, которые как-то выделят его в коллективе, только это должно соответствовать его возрасту. Например, вряд ли одноклассников впечатлит его умение играть на скрипке, а вот способность показывать фокусы – вполне.
Малыш должен понимать последствия своих действий и знать, что каждое из них вызовет у окружающих какие-то – положительные или отрицательные – чувства.
Когнитивные навыки
И речь здесь идет не о чтении, письме и устном счете. Малышу нужно уметь:
- обобщать предметы по какому-либо признаку (например, врач, учитель, тренер – это профессии, а тигр, лев, лиса, волк – животные);
- находить лишнее в ряду предметов или явлений (ель, береза, воробей, осина – что здесь лишнее?);
- отыскивать различия и сходства (попугай и ворона похожи, ведь это птицы, но они различаются размером, цветом и местом проживания).
Кроме того, малыш должен уметь составить связное повествование по картинке и в целом иметь развитый для своего возраста кругозор, например, знать названия месяцев года.
Всему этому родители должны учить ребенка. Самостоятельно он пока не способен получить такие навыки.
Стресс первоклассника – как его избежать или свести к минимуму?
Большинство первоклассников сталкивается со стрессом трех видов:
- иммунологическим, когда ребенок сталкивается со множеством вирусов, что неизбежно в заведении с большим количеством людей;
- социальным, связанным с необходимостью влиться в новый коллектив, занять там определенную нишу, привыкнуть к окружающим;
- учебным – и здесь снова речь не о чтении или письме, а, скорее о необходимости подчиняться правилам школы (высидеть целый урок за партой, отвечать на вопросы, задаваемые преподавателем и т.д.)
Полностью избежать стресса первокласснику не получится, но несколько смягчить ситуацию можно. К примеру, за год до поступления в школу стоит отправить его в старшую группу детского сада, на развивающие курсы или хотя бы в кружок рукоделия, который посещают много человек.