Четкая и внятная речь дошкольника всегда радует его родителей и выделяет малыша на фоне сверстников. Однако далеко не у всех детей получается сразу правильно выговаривать все звуки , особенно сложные — Р, Л, Ш, Ж, С. Могут ли родители самостоятельно помочь ребенку? Когда стоит обратиться к логопеду?
Возможные причины неправильного произношения
Неправильно выговаривать те или иные звуки малыш может в силу разных причин:
Дефекты речевого аппарата . Например, это неправильный прикус, чересчур высокое либо низкое небо, укороченная подъязычная связка, малоподвижность верхней губы, слишком маленький и узкий либо, наоборот, большой язык.
Недостаточная подвижность органов, составляющих артикуляционный аппарат (неспособность удерживать язык в нужном положении во время произношения звуков ), снижение слуха, неумение различать звуки, кооорые схожи по звучанию (например, С и Ш).
Педагогические. Как известно, малыши любят подражать, поэтому взрослым не нужно сюсюкать, имитировать детскую речь. Наоборот, необходимо четко выговаривать буквы в словах, чтобы дошкольник уяснил правильное их произношение .
В каком возрасте дети должны выговаривать сложные для произношения буквы
По словам логопедов, буквы С, Ш, Ж ребенок должен уметь правильно произносить в 4 года. Более же трудные Р и Л появляются в детской речи несколько детей позже — к 6-летнему возрасту.
Общие принципы проведения домашних логопедических занятий с малышом:
Недопустимо заставлять кроху заниматься. Отработка звуков происходит исключительно добровольно, в игровой форме.
Занятие не должно длиться более 15 минут. При этом его предваряет 5-минутная разминка в виде артикуляционной гимнастики .
Дыхательные и голосовые упражнения не повторяют более 4-5 раз. Иначе ребенок быстро устанет, из-за недостатка кислорода может почувствовать слабость.
Если малыш простужен, занятия не пойдут на пользу, так как он не сможет правильно выполнять дыхательные упражнения.
Полученные навыки обязательно закрепляют в течение дня (например, ребенок на прогулке повторяет с мамой скороговорки).
Помнить о развитии мелкой моторики (лепка, раскрашивание букв, их конструирование из разных материалов).
Не забывать хвалить кроху. Так малыш поймет, что его достижения ценят.
Буква Р
Дошкольники очень часто неправильно произносят Р. Вариантов здесь бывает несколько:
звук вообще не произносится, опускается в словах (рука — ука);
твердый звук Р меняется на мягкий (рюка);
Р заменяется другими буквами (лука, йюка и пр.).
Перед началом занятий по постановке звука Р всегда проводится артикуляционная гимнастика , которая стимулирует мышцы губ и языка. Вариантов здесь много, например, «Варенье» (язык движется вправо-влево по верхней губе) или «Маляр» (язык движется вперед-назад по небу, как кисть). Также необходимо выполнять дыхательные упражнения, они помогают направлять воздушную струю с нужной интенсивностью. Например, ребенку предлагается задуть горящую свечу короткой (сильной) либо слабой струей воздуха, устроить «бурю» в стакане с водой (выдохнуть воздух в трубочку, опущенную в емкость).
Можно попробовать произносить букву Р , имитиуя рычание тигра или мурлыканье кошки. Можно научиться выговаривать звук Р, используя другие звуки, в частности, З: малыш протяжно произносит звук З, а затем быстро проводит кончиком языка по бугоркам на небе.
При появившемся навыке правильного произношения важно регулярно закреплять эффект, используя игры. Например, это «Волшебный мешочек», из которого малыш достает предметы, в названии которых есть Р, или соответствующие картинки.
Взрослые обязательно должны рассказывать дошкольнику короткие стихотворения, песенки, скороговорки, где употребляется много букв Р:
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет;
Проворонила ворона вороненка;
Во дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора;
Три сороки-тараторки тараторили на горке.
Буква Ш
Для правильного произношения Ш у дошкольника должен быть хорошо натренированный речевой аппарат. В противном случае некоторые дети шепелявят (говорят Ш, просовывая язык между зубами), произносят звук «в нос» и пр.
Структура занятий будет такая же, как в случае с предыдущим звуком:
Артикуляционная гимнастика. Например, «Гармошка» (ребенок улыбается, приклеив язык к небу, и открывает-закрывает рот, не отпуская языка), «Трубочка» (малыш вытягивает губы трубочкой и беззвучно произносит звук У), «Зайчик» (нужно улыбнуться, открыв верхние и нижние зубы)
Игры с буквой Ш. Взрослый предлагает изменить слово так, чтобы в нем появился Ш (орех — орешек, хлеб — хлебушек и пр.), просит ребенка имитировать шипение змеи, звук спущенного воздушного шарика.
Песенки, потешки, стихотворения. Змея шипит, шипит, шипит, / Полгода учит алфавит, / Устала бедная уже, / А знает только букву — Ш-Ш-Ше.
Скороговорки. Мышка кошке сшила сапожки, кошка мышке сшила штанишки; Кашалот не любит кашу — у него от каши кашель; Хрюшка Нюша мышку Машу пригласила кушать кашу. Мышка Маша хрюшке Нюше принесла кусочек груши.
Буква Ж
Если дошкольник уже умеет произносить Ш, то освоить звук Ж не составит особых трудностей. Ведь движения губ и языка в обоих случаях будут почти одинаковыми. Только, когда мы говорим Ж, подключаются голосовые связки.
Для занятий подойдут артикуляционные и дыхательные упражнения, предназначенные для становления звука Ш. Ребенку можно предложить забавную подвижную игру «Пчелы собирают мед»: малыш воображет себя пчелкой и жужжит, кружась по комнате. По сигналу взрослого ему нужно побыстрее «улететь» в «домик». Другая игра — «Мухи в паутине» — подойдет для компании малышей. Одни из них изображают паутину, образуя круг, другие («мухи»(, вбегают-выбегают из круга и при этом жужжат. По сигналу взрослого «паутинки» берутся за руки, а «мухи», которые не успели выбраться из круга, также становятся в паутину. Игра продолжается до тех пор, пока все «мухи» не будут пойманы.
Также родители подбирают для малыша интересные скороговорки с буквой Ж, например:
Женя и Вика жуют ежевику;
Что на ужин у ежей? Кожура от желудей;
Лежит ежик у елки, у ежа иголки.
Буква Л
Л — один из наиболее сложных в произнесении звуков. Поэтому начать работать над ее правильным проговариванием следует как можно раньше. Дети могут по-разному неверно произносить Л: просто опускать звук в слове, искажать его звучание, заменять его более простым, не различать твердый и мягкий Л.
Домашние занятия проводятся по уже знакомому принципу. Начинаем с артикуляционных и дыхательных упражнений:
«Улыбка». Ребенок удерживает растянутые в улыбке губы с закрытым ртом, пока взрослый считает до 10.
«Паровоз». Повторяются те де действия, только язык давит на сжатые зубы и добавляется голос.
«Лошадка». Малыш широко улыбается, показывает зубы и при этом цокает языком.
Ребенок передвигает язык во рту вправо-влево.
«Карандаш». После глубокого вдоха через нос воздушную струю нужно выдохнуть через рот, чтобы прокатить карандаш по столу.
Игры с буквой Л, например:
«Коробка с картинками». Дошкольник называет предмет на картинках, в названии которых присутствует Л. Далее из них нужно составить предложения (Лампа стоит на столе).
«Что исчезло?». Взрослый кладет на стол предметы, в названии которых есть Л (кораблик, ложка, вилка и пр.). Малыш отворачивается, и один предмет убирается. Задача — назвать, что пропало.
Стишки, песенки, скороговорки:
Лена искала булавку, а булавка упала под лавку;
Королева кавалеру подарила каравеллу;
Милу мама мылом мыла.
Буква С
Верное произношение С предполагает тренированные мышцы губ языка и губ и правильное дыхание. Стимулировать работу речевого аппарата помогут артикуляционные и дыхательные упражнения:
«Часики». Губы растягиваются в улыбке, а кончик языка движется то к правому, то к левому уголку рта.
«Свист». Губы вытягиваются трубочкой, как при свисте, но зубы при этом сжаты.
«Качели». Языком малыш пытается достать до подбородка и до кончика носа.
Чтобы научить ребенка выговаривать С, ему предлагаются игры с картинками, как в случае с предыдущими буквами, песенки, стишки, скороговорки:
Носит Сеня в сени сено. Будет Сеня спать на сене;
Глядят подсолнухи на солнышко, а солнышко — на подсолнушки;
У киски в миске сливки скисли. Ела киска суп из миски. Пуста миска, сыта киска.
Когда стоит обратиться за помощью к логопеду
Несмотря на желание мамы заниматься с малышом самостоятельно, в некоторых ситуациях лучше проконсультироваться с логопедом:
старания научить ребенка в ходе домашних занятий не приносят выраженного результата;
дошкольник говорит в нос, проглатывает слоги:
у малыша имеются врожденные аномалии (сниженный слух, короткая связка на языке и пр.);
если ребенок старше 3,5 лет пропускает в словах слоги, переставляет их;
малыш 4,5-5 лет не разговаривает связными фразами;
в 3-4 года малышу трудно повторять за взрослым артикуляционные упражнения.
VIDEO