Международная сеть школ Абакус центр
пн-пт 10:00 - 19:00

Как научить ребенка выговаривать буквы Р, Л, Ш, Ж, С

Четкая и внятная речь дошкольника всегда радует его родителей и выделяет малыша на фоне сверстников. Однако далеко не у всех детей получается сразу правильно выговаривать все звуки , особенно сложные — Р, Л, Ш, Ж, С. Могут ли родители самостоятельно помочь ребенку? Когда стоит обратиться к логопеду?

Возможные причины неправильного произношения

Неправильно выговаривать те или иные звуки малыш может в силу разных причин:

  • Дефекты речевого аппарата . Например, это неправильный прикус, чересчур высокое либо низкое небо, укороченная подъязычная связка, малоподвижность верхней губы, слишком маленький и узкий либо, наоборот, большой язык.
  • Недостаточная подвижность органов, составляющих артикуляционный аппарат (неспособность удерживать язык в нужном положении во время произношения звуков ), снижение слуха, неумение различать звуки, кооорые схожи по звучанию (например, С и Ш).
  • Педагогические. Как известно, малыши любят подражать, поэтому взрослым не нужно сюсюкать, имитировать детскую речь. Наоборот, необходимо четко выговаривать буквы в словах, чтобы дошкольник уяснил правильное их произношение .

В каком возрасте дети должны выговаривать сложные для произношения буквы

По словам логопедов, буквы С, Ш, Ж ребенок должен уметь правильно произносить в 4 года. Более же трудные Р и Л появляются в детской речи несколько детей позже — к 6-летнему возрасту.

Общие принципы проведения домашних логопедических занятий с малышом:

  • Недопустимо заставлять кроху заниматься. Отработка звуков происходит исключительно добровольно, в игровой форме.
  • Занятие не должно длиться более 15 минут. При этом его предваряет 5-минутная разминка в виде артикуляционной гимнастики .
  • Дыхательные и голосовые упражнения не повторяют более 4-5 раз. Иначе ребенок быстро устанет, из-за недостатка кислорода может почувствовать слабость.
  • Если малыш простужен, занятия не пойдут на пользу, так как он не сможет правильно выполнять дыхательные упражнения.
  • Полученные навыки обязательно закрепляют в течение дня (например, ребенок на прогулке повторяет с мамой скороговорки).
  • Помнить о развитии мелкой моторики (лепка, раскрашивание букв, их конструирование из разных материалов).
  • Не забывать хвалить кроху. Так малыш поймет, что его достижения ценят.

Буква Р

Дошкольники очень часто неправильно произносят Р. Вариантов здесь бывает несколько:

  • звук вообще не произносится, опускается в словах (рука — ука);
  • твердый звук Р меняется на мягкий (рюка);
  • Р заменяется другими буквами (лука, йюка и пр.).

Перед началом занятий по постановке звука Р всегда проводится артикуляционная гимнастика , которая стимулирует мышцы губ и языка. Вариантов здесь много, например, «Варенье» (язык движется вправо-влево по верхней губе) или «Маляр» (язык движется вперед-назад по небу, как кисть). Также необходимо выполнять дыхательные упражнения, они помогают направлять воздушную струю с нужной интенсивностью. Например, ребенку предлагается задуть горящую свечу короткой (сильной) либо слабой струей воздуха, устроить «бурю» в стакане с водой (выдохнуть воздух в трубочку, опущенную в емкость).

Можно попробовать произносить букву Р , имитиуя рычание тигра или мурлыканье кошки. Можно научиться выговаривать звук Р, используя другие звуки, в частности, З: малыш протяжно произносит звук З, а затем быстро проводит кончиком языка по бугоркам на небе.

При появившемся навыке правильного произношения важно регулярно закреплять эффект, используя игры. Например, это «Волшебный мешочек», из которого малыш достает предметы, в названии которых есть Р, или соответствующие картинки.

Взрослые обязательно должны рассказывать дошкольнику короткие стихотворения, песенки, скороговорки, где употребляется много букв Р:

  • Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет;
  • Проворонила ворона вороненка;
  • Во дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора;
  • Три сороки-тараторки тараторили на горке.

Буква Ш

Для правильного произношения Ш у дошкольника должен быть хорошо натренированный речевой аппарат. В противном случае некоторые дети шепелявят (говорят Ш, просовывая язык между зубами), произносят звук «в нос» и пр.

Структура занятий будет такая же, как в случае с предыдущим звуком:

  • Артикуляционная гимнастика. Например, «Гармошка» (ребенок улыбается, приклеив язык к небу, и открывает-закрывает рот, не отпуская языка), «Трубочка» (малыш вытягивает губы трубочкой и беззвучно произносит звук У), «Зайчик» (нужно улыбнуться, открыв верхние и нижние зубы).

  • Игры с буквой Ш. Взрослый предлагает изменить слово так, чтобы в нем появился Ш (орех — орешек, хлеб — хлебушек и пр.), просит ребенка имитировать шипение змеи, звук спущенного воздушного шарика.
  • Песенки, потешки, стихотворения. Змея шипит, шипит, шипит, / Полгода учит алфавит, / Устала бедная уже, / А знает только букву — Ш-Ш-Ше.
  • Скороговорки. Мышка кошке сшила сапожки, кошка мышке сшила штанишки; Кашалот не любит кашу — у него от каши кашель; Хрюшка Нюша мышку Машу пригласила кушать кашу. Мышка Маша хрюшке Нюше принесла кусочек груши.

Буква Ж

Если дошкольник уже умеет произносить Ш, то освоить звук Ж не составит особых трудностей. Ведь движения губ и языка в обоих случаях будут почти одинаковыми. Только, когда мы говорим Ж, подключаются голосовые связки.

Для занятий подойдут артикуляционные и дыхательные упражнения, предназначенные для становления звука Ш. Ребенку можно предложить забавную подвижную игру «Пчелы собирают мед»: малыш воображет себя пчелкой и жужжит, кружась по комнате. По сигналу взрослого ему нужно побыстрее «улететь» в «домик». Другая игра — «Мухи в паутине» — подойдет для компании малышей. Одни из них изображают паутину, образуя круг, другие («мухи»(, вбегают-выбегают из круга и при этом жужжат. По сигналу взрослого «паутинки» берутся за руки, а «мухи», которые не успели выбраться из круга, также становятся в паутину. Игра продолжается до тех пор, пока все «мухи» не будут пойманы.

Также родители подбирают для малыша интересные скороговорки с буквой Ж, например:

  • Женя и Вика жуют ежевику;
  • Что на ужин у ежей? Кожура от желудей;
  • Лежит ежик у елки, у ежа иголки.

Буква Л

Л — один из наиболее сложных в произнесении звуков. Поэтому начать работать над ее правильным проговариванием следует как можно раньше. Дети могут по-разному неверно произносить Л: просто опускать звук в слове, искажать его звучание, заменять его более простым, не различать твердый и мягкий Л.

Домашние занятия проводятся по уже знакомому принципу. Начинаем с артикуляционных и дыхательных упражнений:

  • «Улыбка». Ребенок удерживает растянутые в улыбке губы с закрытым ртом, пока взрослый считает до 10.
  • «Паровоз». Повторяются те де действия, только язык давит на сжатые зубы и добавляется голос.
  • «Лошадка». Малыш широко улыбается, показывает зубы и при этом цокает языком.
  • Ребенок передвигает язык во рту вправо-влево.
  • «Карандаш». После глубокого вдоха через нос воздушную струю нужно выдохнуть через рот, чтобы прокатить карандаш по столу.

Игры с буквой Л, например:

  • «Коробка с картинками». Дошкольник называет предмет на картинках, в названии которых присутствует Л. Далее из них нужно составить предложения (Лампа стоит на столе).
  • «Что исчезло?». Взрослый кладет на стол предметы, в названии которых есть Л (кораблик, ложка, вилка и пр.). Малыш отворачивается, и один предмет убирается. Задача — назвать, что пропало.

Стишки, песенки, скороговорки:

  • Лена искала булавку, а булавка упала под лавку;
  • Королева кавалеру подарила каравеллу;
  • Милу мама мылом мыла.

Буква С

Верное произношение С предполагает тренированные мышцы губ языка и губ и правильное дыхание. Стимулировать работу речевого аппарата помогут артикуляционные и дыхательные упражнения:

  • «Часики». Губы растягиваются в улыбке, а кончик языка движется то к правому, то к левому уголку рта.

  • «Свист». Губы вытягиваются трубочкой, как при свисте, но зубы при этом сжаты.
  • «Качели». Языком малыш пытается достать до подбородка и до кончика носа.

Чтобы научить ребенка выговаривать С, ему предлагаются игры с картинками, как в случае с предыдущими буквами, песенки, стишки, скороговорки:

  • Носит Сеня в сени сено. Будет Сеня спать на сене;
  • Глядят подсолнухи на солнышко, а солнышко — на подсолнушки;
  • У киски в миске сливки скисли. Ела киска суп из миски. Пуста миска, сыта киска.

Когда стоит обратиться за помощью к логопеду

Несмотря на желание мамы заниматься с малышом самостоятельно, в некоторых ситуациях лучше проконсультироваться с логопедом:

  • старания научить ребенка в ходе домашних занятий не приносят выраженного результата;
  • дошкольник говорит в нос, проглатывает слоги:
  • у малыша имеются врожденные аномалии (сниженный слух, короткая связка на языке и пр.);
  • если ребенок старше 3,5 лет пропускает в словах слоги, переставляет их;
  • малыш 4,5-5 лет не разговаривает связными фразами;
  • в 3-4 года малышу трудно повторять за взрослым артикуляционные упражнения.

Читайте также:

Индивидуальные занятия ментальной арифметикой для детей
Индивидуальные занятия ментальной арифметикой для детей
Курсы ментальной арифметики. Развиваем интеллект и математические способности! Детям от 4 лет! Индивидуально. Онлайн. В удобное время.
Сюжетно-ролевые игры для детей
Сюжетно-ролевые игры для детей
Ролевые игры — это хобби взрослых людей, которые переодеваются в костюмы, живут в вигвамах и воплощают сценарии любимых книг? Отнюдь! Распределение ролей в рамках некоего действа — это игра, которую вы можете затеять со скучающим малышом или между детьми, пришедшими к вам в гости, прямо сейчас. Причем могут играть в нее и родители. Собрали лучшие идеи домашних ролевых игр с малышами.
Детская психология: 7 полезных советов для родителей
Детская психология: 7 полезных советов для родителей
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос здоровым и успешным. Но не каждый знает, как этого добиться. Предлагаем вам познакомиться с некоторыми принципами детской психологии, которые помогут лучше понять вашего ребенка, создать оптимальные условия для его развития, взросления, становления.
A rad wolf
Правильный ответ
Квадратик для цифры 5
Правильный ответ
13
Правильный ответ
15
Спасибо!
Ваша заявка успешно отправлена.Мы скоро свяжемся с вами.
Спасибо за заявку!
Просим вас подписаться на чат-бот по нейрозарядке: @Abakus Neurofitness. Вся актуальная информация по урокам будет в данном чате.Мы скоро свяжемся с вами.
Оставить заявку
Необходимо заполнить все поля
Регистрация
Необходимо указывать ФИО на английском языке для печати международных сертификатов
Все поля формы обязательны. После регистрации на вашу почту придет письмо c кодом для авторизации.
Получить свой
бесплатный урок