Самостоятельность ребенка – это не только умение своими руками приготовить бутерброд, приготовить на завтра одежду или сходить в одиночку в магазин. Это также решительность, уверенность в себе и успехи в учебе. Потому это качество обязательно надо развивать и совершенствовать.
Самостоятельность = уверенность в себе?
Дети, которым не свойственна самостоятельность в повседневных делах, становятся:
нетерпимыми к любым препятствиям;
неуверенными в себе;
склонными к депрессии;
требовательными.
Напротив, ребенок, который самостоятелен в быту, – уверен, напорист, активен. У него формируются воля, стремление достичь положительного результата.
Родители должны верить в способности ребенка
Чтобы у ребенка формировалась самостоятельность, родители должны показать положительный пример. Нельзя думать об усилиях ребенка сделать что-то самому в ключе «У него не получится», «Он останется голодным» и т.д. Наоборот, они должны показывать свою уверенность в силах малыша. Даже если действия ребенка в самом начале создают родителям неудобства, они не должны этого показывать.
Покажите пример!
Личный пример родителей или других старших членов семьи – обязательный момент. Только так ребенок разовьет в себе те или иные новые навыки. Сначала малыш просто наблюдает за действиями родителей. Затем он выступает помощником в том или ином деле. Следующий этап – ребенок выполняет уже что-то сам, но взрослый присутствует тут же и сначала помогает, а потом просто наблюдает, готовый в любой момент прийти на помощь. Последняя стадия – малыш действует уже самостоятельно.
Нужно ли заставлять ребенка быть самостоятельным?
Нет, заставлять и тем более наказывать за невыполнение каких-то действий – неверная тактика. Но чтобы побудить ребенка действовать самостоятельно, ему нужно искусственно создать условия, в которых он будет вынужден что-то сделать. Перед этим ему нужно пояснить последствия его нежелания выполнять это действие. К примеру, нежелание собрать школьный портфель вечером вызовет спешку утром, причем в суматохе ученик может что-то забыть и явиться в школу неподготовленным. Если ребенок не помоет тарелку после своего завтрака, мама не сможет подать ему обед, так как посуда грязная. Подобных примеров можно привести множество.
Иногда ребенка может пугать объем предстоящей работы. В этом случае нужно разбить одно большое дело на несколько маленьких. Так, если игрушки разбросаны по всей комнате, и малышу кажется, что он не справится сам с уборкой, можно предложить ему убрать сначала только один угол.
Обязательно хвалите ребенка за выполненные дела, формируя у него в мыслях положительный образ его же самого. Однако лучше не ограничиваться кратким «Молодец!». Похвалите его в деталях: «Молодец, что ты сделал сегодня уроки полностью и вовремя!», «Молодец, что так аккуратно разложил свои вещи в шкафу!».
Как сделать самостоятельной учебу
В выполнении домашнего задания выделяются три этапа:
организуем работу (определяем, что нужно делать, составляем план занятий);
собственно работа над уроками;
контроль результата.
Самостоятельность должна проявляться постепенно. Сначала ответственность ребенка распространяется только на первый этап работы, а сами домашние задания он выполняет с родителями. Затем он начинает делать уроки сам, а родители лишь проверяют их готовность и правильность, сначала полностью, затем частично. Высший уровень самостоятельности – ребенок выполняет все задания сам, не привлекая взрослых.
VIDEO