Международная сеть школ Абакус центр
пн-пт 10:00 - 19:00
8 800 555-34-65 (звонок по России бесплатный)

Как научить ребенка самостоятельности

Самостоятельность ребенка – это не только умение своими руками приготовить бутерброд, приготовить на завтра одежду или сходить в одиночку в магазин. Это также решительность, уверенность в себе и успехи в учебе. Потому это качество обязательно надо развивать и совершенствовать.

Самостоятельность = уверенность в себе?

Дети, которым не свойственна самостоятельность в повседневных делах, становятся:

  • нетерпимыми к любым препятствиям;
  • неуверенными в себе;
  • склонными к депрессии;
  • требовательными.

Напротив, ребенок, который самостоятелен в быту, – уверен, напорист, активен. У него формируются воля, стремление достичь положительного результата.

Родители должны верить в способности ребенка

Чтобы у ребенка формировалась самостоятельность, родители должны показать положительный пример. Нельзя думать об усилиях ребенка сделать что-то самому в ключе «У него не получится», «Он останется голодным» и т.д. Наоборот, они должны показывать свою уверенность в силах малыша. Даже если действия ребенка в самом начале создают родителям неудобства, они не должны этого показывать.

Покажите пример!

Личный пример родителей или других старших членов семьи – обязательный момент. Только так ребенок разовьет в себе те или иные новые навыки. Сначала малыш просто наблюдает за действиями родителей. Затем он выступает помощником в том или ином деле. Следующий этап – ребенок выполняет уже что-то сам, но взрослый присутствует тут же и сначала помогает, а потом просто наблюдает, готовый в любой момент прийти на помощь. Последняя стадия – малыш действует уже самостоятельно.

Нужно ли заставлять ребенка быть самостоятельным?

Нет, заставлять и тем более наказывать за невыполнение каких-то действий – неверная тактика. Но чтобы побудить ребенка действовать самостоятельно, ему нужно искусственно создать условия, в которых он будет вынужден что-то сделать. Перед этим ему нужно пояснить последствия его нежелания выполнять это действие. К примеру, нежелание собрать школьный портфель вечером вызовет спешку утром, причем в суматохе ученик может что-то забыть и явиться в школу неподготовленным. Если ребенок не помоет тарелку после своего завтрака, мама не сможет подать ему обед, так как посуда грязная. Подобных примеров можно привести множество.

Иногда ребенка может пугать объем предстоящей работы. В этом случае нужно разбить одно большое дело на несколько маленьких. Так, если игрушки разбросаны по всей комнате, и малышу кажется, что он не справится сам с уборкой, можно предложить ему убрать сначала только один угол.

Обязательно хвалите ребенка за выполненные дела, формируя у него в мыслях положительный образ его же самого. Однако лучше не ограничиваться кратким «Молодец!». Похвалите его в деталях: «Молодец, что ты сделал сегодня уроки полностью и вовремя!», «Молодец, что так аккуратно разложил свои вещи в шкафу!».

Как сделать самостоятельной учебу

В выполнении домашнего задания выделяются три этапа:

  • организуем работу (определяем, что нужно делать, составляем план занятий);
  • собственно работа над уроками;
  • контроль результата.

Самостоятельность должна проявляться постепенно. Сначала ответственность ребенка распространяется только на первый этап работы, а сами домашние задания он выполняет с родителями. Затем он начинает делать уроки сам, а родители лишь проверяют их готовность и правильность, сначала полностью, затем частично. Высший уровень самостоятельности – ребенок выполняет все задания сам, не привлекая взрослых.

Читайте также:

Как правильно писать печатные буквы: обучаем дошкольников
Как правильно писать печатные буквы: обучаем дошкольников
Умение писать печатными буквами помогает дошкольнику сформировать образы букв, запомнить их, автоматизировать навык чтения. Задача взрослых — придать процессу обучения увлекательную форму. На помощь придут специальные прописи и игровые задания.
Методика развития «Школа Семи Гномов»
Методика развития «Школа Семи Гномов»
«Школа Семи Гномов» — отечественная программа развития ребенка дошкольного возраста. Красочные дидактические пособия охватывают самые разные темы, помогают малышу познавать окружающий мир, помогают запустить речь, обогащают эмоциональную сферу.
Методика раннего развития Масару Ибуки: после трех уже поздно
Методика раннего развития Масару Ибуки: после трех уже поздно
Масару Ибука — создатель уникальной методики раннего развития детей и автор популярной книги «После трех уже поздно». Педагогическая система Ибуки обосновывает, насколько важно заниматься воспитанием и развитием малыша в первые три года жизни, как важно не упустить это драгоценное время.
Правильный ответ
Квадратик для цифры 5
Правильный ответ
13
Правильный ответ
15
Спасибо!
Ваша заявка успешно отправлена.Мы скоро свяжемся с вами.
Оставить заявку
Необходимо заполнить все поля
Регистрация
Необходимо указывать ФИО на английском языке для печати международных сертификатов
Все поля формы обязательны. После регистрации на вашу почту придет письмо c кодом для авторизации.
Получить свой
бесплатный урок