Научить малыша определять время по классическим часам с циферблатом – очень легко. Для этого существует множество упражнений. Также ребенку нужно будет ознакомиться с некоторой теоретической базой.
Какие знания необходимы ребенку для понимания сути времени
Перед тем, как приступить к занятиям по изучению времени, нужно убедиться, что ребенок знаком с основами, без которых ориентироваться в ключевых понятиях будет сложно . Например, он должен уметь считать как минимум до 60. Для закрепления навыка счета в двухзначном диапазоне постоянно просите ребенка называть числа из двух цифр, которые он видит (номера домов, ценники в магазине), тренируйте прямой и обратный устный счет (от 1 до 60 и от 60 до 1). Также будет полезно определять «соседей» каждого числа, например, 29 и 31 для числа 30. Кроме того, ребенок должен отлично ориентироваться в числах, кратных 5. Ему нужно уметь называть их в прямом и обратном порядке (5, 10, 15… и 60, 55, 50…).
Не менее важно различать понятия «левое» и «правое». Также маленький ученик должен в целом иметь общие представления о времени: понимать, что такое «завтра-сегодня-вчера», «вечером-днем-утром», «в прошлом-в настоящем-в будущем».
Обычно разбираться во времени ребенка можно начинать учить в 5-6 лет.
Знакомимся с часами со стрелками
Для занятий нужно будет подготовить часы с четко обозначенными цифрами и стрелками . Это может быть как специальная детская модель, так и обычные настенные или настольные часы. Верхнее стекло с них лучше снять, чтобы ребенок имел доступ к стрелкам и мог их вручную устанавливать в нужное положение.
Сначала познакомьтесь со строением устройства: расскажите ребенку, что такое циферблат, покажите часовую, минутную и секундную стрелки, расскажите, чем они различаются (длиной, а часто и толщиной). Заодно нужно познакомить ребенка с понятиями «по…» и «против часовой стрелки», рассказать, что время движется только в одном направлении – «вперед». Объясните ему также, что такое «сутки», «час», «минута», «секунда».
Самым сложным может стать обучение ребенка одновременно воспринимать значения, на которые указывают две главные стрелки. Сначала он должен усвоить, что такое пятиминутные интервалы, и легко ориентироваться в них. На большинстве обычных часов минуты не указаны, поэтому их расположение (5 минут – на цифре 1, 10 минут – на цифре 2 и т. д.) нужно четко запомнить. Значения часов сначала можно заучивать в интервале от 1 до 12, позже нужно сообщить ребенку, что после полудня цифры на циферблате поучают иное значение: 13 вместо 1, 14 вместо 2 и т.д.
Сначала пусть ребенок называет время с полным числом часов и минут (12 часов 45 минут, 7 часов 30 минут, 3 часа 9 минут). Позже начинайте его знакомить с вариантами, как принято говорить в быту: без 15 минут (или без четверти) час, половина восьмого, 9 минут четвертого.
Занимайтесь с часами ежедневно, обращайте внимание ребенка на стрелки на циферблате даже вне занятий.
Мастерим учебные часы
Если у вас нет тренировочных часов, можно смастерить учебный циферблат со стрелками своими руками . Основой станет картонный круг, одноразовая тарелка или другой похожий предмет. Делим его на четыре равных сектора и на полученных линиях наносим (рисуем или приклеиваем) цифры 12, 3, 6 и 9. Затем каждый сектор делим на три одинаковые части и наносим оставшиеся цифры. Можно разрисовать циферблат, отмечая 5-, 15-минутные или любые другие интервалы. Из картона вырезаем две стрелочки разной длины и крепим их в центр круга канцелярской кнопкой.
Можно сделать два одинаковых циферблата и скрепить их вместе. На одном – заднем – будут написаны часы после полудня (от 13 до 24), на втором – переднем – часы до полудня (от 1 до 12). На переднем диске по бокам каждой цифры нужно сделать небольшие надрезы, чтобы образовавшийся сектор можно было отогнуть, и за ним показалось второе часовое обозначение с заднего циферблата.
Несколько интересных упражнений на определение времени
Изучать время можно с помощью интересных игр и заданий. Самая простая – «Который час?» . Устанавливайте на тренировочном циферблате стрелки в произвольное положение, а ученик пусть называет получившееся время.
Для следующей игры понадобится кубик с точками на гранях. Подбрасываем его дважды – два выпавшие числа определят часы. Бросаем кубик еще пять раз, суммируя выпадающие значения, – это будут минуты. Полученное время ученик должен установить на тренировочных часах.
Полезным упражнением является учебная игра «Режим дня» . Взрослый на листе бумаги кратко расписывает режим дня (8:00 – подъем, утренний туалет, 8:15 – завтрак и т. д.), а ребенок пусть проиллюстрирует этот список изображениями часов, на которых будет обозначено нужное время. Это занятие не только поможет лучше ориентироваться во времени, но и позволит ребенку стать более организованным и пунктуальным.
Знакомимся с другими видами часов: электронными, песочными, солнечными
Из перечисленных видов часов электронные – наиболее простые . Если ученик хорошо понимает традиционные часы, проблем с цифровым обозначением времени у него не возникнет.
Песочные часы удобно изучать вместе с традиционными: пусть ребенок наблюдает сразу за ходом времени в песочных часах и за движением секундной стрелки по циферблату. «Песочники» можно применять в повседневной жизни, например, застилать постель на время, убирать игрушки или выполнять другие действия.
С солнечными часами лучше всего знакомиться «в полевых условиях». В солнечный день начертите на земле или песке круг, в его центральной точке установите вертикально палочку. Сверьте время по механическим часам (лучше всего это делать в полдень) и нарисуйте импровизированный циферблат.
Научить ребенка ориентироваться во времени не сложно. Потратив совсем немного усилий, вы поможете развитию у него чувства пунктуальности и ответственности, сделаете его более дисциплинированным и эффективным.
VIDEO