Сегодня редкий ребенок учится читать только в первом классе. Интерес к буквам и словам малыши начинают проявлять уже в возрасте около 3-4 лет. Немало родителей пользуются моментом и решают начинать занятия по обучению чтению.
Содержание:
На этот вопрос единственного правильного ответа нет. Часть родителей считает оптимальным возрастом для начала обучения 4-5 лет, другие – 6 лет, третьи начинают занятия уже в 2 года. На самом деле «привязываться» нужно не к конкретному возрасту, а к уровню развития ребенка, ведь все дети развиваются в своем собственном темпе.
Ребенок готов начинать читать, когда он:
Читать можно начинать и тогда, когда речь у малыша еще не совсем связная. В этом случае параллельно с уроками по чтению нужно выполнять логопедические упражнения, выполнять специальную гимнастику и в целом – больше разговаривать с ребенком.
Методик, по которым дети учатся читать, сегодня десятки. Среди них существует несколько самых популярных, известных во всем мире. У каждой из них есть свои особенности, плюсы и минусы.
Это классический метод, распространенный в большинстве дошкольных детских заведений и в начальной школе. Сначала ребенка учат произносить звуки, затем знакомят с буквами, а после он учится объединять звуки в слоги, а слоги – в слова. Обучение происходит по карточкам с буквами и слогами, а также по любому из традиционных учебников – азбуке или букварю с элементарными текстами.
Плюсы методики:
Недостатки:
Обучение проводится с помощью пластиковых, деревянных, металлических или картонных кубиков, на грани которых нанесены одиночные звуки (согласные, гласные), все часто употребляемые слоги, а также согласные в паре с мягким знаком. Кубики имеют разные размеры и цвет, часто внутрь этого предмета закладывается некий сыпучий материал, чтобы кубик «звучал». Такая неодинаковость позволяет ребенку запоминать основные характеристики звуков, например, на металлические кубики наносят звонкие слоги, на деревянные – сочетания с глухими согласными и т. д.
Плюсы методики:
Недостатки:
Методику Глена Домана можно применять уже с грудного возраста – малышу несколько раз в день показывают карточки, на которых нанесены картинка и обозначающее ее слово, одновременно внятно проговаривая написанное. Это позволяет детям воспринимать слова сразу как цельную единицу, а не по частям. Позже взрослый показывает ребенку карточку только с написанным словом, закрывая изображение. В 1,5–2 года дети способны самостоятельно сказать, что именно написано на карточке.
Плюсы методики:
Недостатки:
Обучение проходит в виде игры с игрушками-буквами, изготовленными из шероховатой бумаги и наклеенными на картонные, деревянные или пластиковые таблички. Повторяя за взрослым звук, обозначаемый буквой, он обводит пальцем ее контур, что способствует лучшему запоминанию. Второй этап – составление слогов и фраз, для чего таблички с буквами складываются в специальные рамки.
Плюсы методики:
Недостатки:
Возможно, вам придется попробовать несколько разных методик, прежде чем вы найдете «свою». В любом случае обучение должно напоминать не строгие уроки, а увлекательную игру, чтобы занятия у ребенка ассоциировались с удовольствием. Кроме того, специалистами доказано: именно занимательная игра, а не строгие уроки – самый эффективный, легкий и быстрый способ научиться читать.
Известны несколько интересных упражнений, которые можно применить в обучении чтению. Например, в игре «Живые буквы» вы будете создавать букву из любых подручных материалов – бумаги, пластилина, теста, а затем складывать их в слоги и слова. А поклонники настольных игр могут выбрать одну из тех, что ориентированы на чтение. Самые известные – «Читай-Хватай» и «Зверобуквы».
Интересной станет игра «Тайные письма» – напишите или напечатайте ребенку письмо от имени его любимой игрушки или сказочного героя. В книжных магазинах даже можно найти готовые заготовки для таких посланий.
В занятиях важно не допустить типичных ошибок, которые могут существенно затруднить обучение.
К примеру, многие родители делают упор на запоминание не звуков, а букв, что является в корне неверным и может привести к тому, что в дальнейшем при чтении ребенок будет использовать названия букв, а не звуки, например, слов «дом» он прочтет как «ДэОЭм», а «кошка» – как «КаОШаКаА».
Второй частой ошибкой являются изнуряющие занятия. Ребенку младше 4 лет достаточно 10 минут обучения в день – дольше быть внимательным он не может, а дети в возрасте 5-6 лет могут заниматься без перерыва 15-20 минут. При первых признаках усталости и рассеянности занятия нужно немедленно прекратить. Запрещено и применять психологическое давление на маленького ученика, стыдить его за то, что в своем возрасте он все еще не умеет читать и не хочет учиться, запугивать, кричать. Напротив, стоит хвалить ребенка за каждое достижение, за каждое правильно прочтенное слово. Также не стоит забывать, что дети во многом копируют родителей, и отсутствие у взрослых привычки читать может сказаться отрицательно на мотивации ребенка.
Самый верный путь научить ребенка читать – поддерживать культуру чтения в семье, а также как можно больше читать книги вместе с малышом, и не просто читать, но и обсуждать, пересказывать кратко их содержание – так ребенок будет лучше понимать прочитанное и запоминать его. Когда обучение продвинется до такого уровня, что ученик сможет читать самостоятельно, можно заинтересовать его, зачитывая вслух самые увлекательные отрывки из произведений. А о чем речь пойдет в книге дальше – пусть он прочтет сам.