Сегодня редкий ребенок учится читать только в первом классе. Интерес к буквам и словам малыши начинают проявлять уже в возрасте около 3-4 лет. Немало родителей пользуются моментом и решают начинать занятия по обучению чтению.
Когда начинать учиться чтению
На этот вопрос единственного правильного ответа нет. Часть родителей считает оптимальным возрастом для начала обучения 4-5 лет, другие – 6 лет, третьи начинают занятия уже в 2 года. На самом деле «привязываться» нужно не к конкретному возрасту, а к уровню развития ребенка, ведь все дети развиваются в своем собственном темпе.
Ребенок готов начинать читать, когда он:
говорит четко, не путая похожие звуки и слоги;
правильно и связно строит предложения;
поддерживает беседу, последовательно и понятно рассказывает о каком-либо событии или о прошедшем дне;
ориентируется в пространстве, четко различая понятия «правое» и «левое», а также «вверх» и «вниз»;
проявляет интерес к чтению.
Читать можно начинать и тогда, когда речь у малыша еще не совсем связная. В этом случае параллельно с уроками по чтению нужно выполнять логопедические упражнения, выполнять специальную гимнастику и в целом – больше разговаривать с ребенком.
Основные методики обучения чтению
Методик, по которым дети учатся читать, сегодня десятки. Среди них существует несколько самых популярных, известных во всем мире. У каждой из них есть свои особенности, плюсы и минусы.
Фонетический метод – учимся читать по слогам
Это классический метод, распространенный в большинстве дошкольных детских заведений и в начальной школе. Сначала ребенка учат произносить звуки, затем знакомят с буквами, а после он учится объединять звуки в слоги, а слоги – в слова. Обучение происходит по карточкам с буквами и слогами, а также по любому из традиционных учебников – азбуке или букварю с элементарными текстами.
Плюсы методики:
Большинству детей не составляет труда повторить звуки, которые они слышат в словах, и повторить их.
Попутно можно избавиться от легких дефектов речи.
Недостатки:
Метод чтения по слогам плохо подходит для детей младше 4 лет, так как занимает много времени, требует усидчивости и определенного уровня знаний.
Кубики Зайцева
Обучение проводится с помощью пластиковых, деревянных, металлических или картонных кубиков, на грани которых нанесены одиночные звуки (согласные, гласные), все часто употребляемые слоги, а также согласные в паре с мягким знаком. Кубики имеют разные размеры и цвет, часто внутрь этого предмета закладывается некий сыпучий материал, чтобы кубик «звучал». Такая неодинаковость позволяет ребенку запоминать основные характеристики звуков, например, на металлические кубики наносят звонкие слоги, на деревянные – сочетания с глухими согласными и т. д.
Плюсы методики:
Обучение проводится в игровом формате.
Нет ограничений по возрасту ученика.
Параллельно развиваются музыкальный слух и мелкая моторика рук, ребенок знакомится с понятием формы и размера.
Недостатки:
Кубики Зайцева не дают представления об основах фонетики.
Дети, обучавшиеся по этой методики, на первых порах склонны «проглатывать» окончания слов.
Карточки Глена Домана, или читаем целые слова
Методику Глена Домана можно применять уже с грудного возраста – малышу несколько раз в день показывают карточки, на которых нанесены картинка и обозначающее ее слово, одновременно внятно проговаривая написанное. Это позволяет детям воспринимать слова сразу как цельную единицу, а не по частям. Позже взрослый показывает ребенку карточку только с написанным словом, закрывая изображение. В 1,5–2 года дети способны самостоятельно сказать, что именно написано на карточке.
Плюсы методики:
Возможность начинать обучение чтению с самого раннего детства.
Параллельно развивается память ребенка.
Недостатки:
Ребенок, обучавшийся по такой системе, может иметь проблемы с грамотностью.
Метод не знакомит с разбором слов по фонематическому составу.
Метод Марии Монтессори
Обучение проходит в виде игры с игрушками-буквами, изготовленными из шероховатой бумаги и наклеенными на картонные, деревянные или пластиковые таблички. Повторяя за взрослым звук, обозначаемый буквой, он обводит пальцем ее контур, что способствует лучшему запоминанию. Второй этап – составление слогов и фраз, для чего таблички с буквами складываются в специальные рамки.
Плюсы методики:
Обучение проходит в интересном игровом формате.
Развивается мелкая моторика.
Недостатки:
Метод больше подходит для групповых, а не индивидуальных занятий.
Обучение предполагает некоторые материальные затраты на приобретение или изготовление дидактического материала.
Какую методику обучения выбрать
Возможно, вам придется попробовать несколько разных методик, прежде чем вы найдете «свою». В любом случае обучение должно напоминать не строгие уроки, а увлекательную игру, чтобы занятия у ребенка ассоциировались с удовольствием. Кроме того, специалистами доказано: именно занимательная игра, а не строгие уроки – самый эффективный, легкий и быстрый способ научиться читать.
Известны несколько интересных упражнений, которые можно применить в обучении чтению. Например, в игре «Живые буквы» вы будете создавать букву из любых подручных материалов – бумаги, пластилина, теста, а затем складывать их в слоги и слова. А поклонники настольных игр могут выбрать одну из тех, что ориентированы на чтение. Самые известные – «Читай-Хватай» и «Зверобуквы» .
Интересной станет игра «Тайные письма» – напишите или напечатайте ребенку письмо от имени его любимой игрушки или сказочного героя. В книжных магазинах даже можно найти готовые заготовки для таких посланий.
Распространенные ошибки в обучении чтению
В занятиях важно не допустить типичных ошибок, которые могут существенно затруднить обучение.
К примеру, многие родители делают упор на запоминание не звуков, а букв , что является в корне неверным и может привести к тому, что в дальнейшем при чтении ребенок будет использовать названия букв, а не звуки, например, слов «дом» он прочтет как «ДэОЭм», а «кошка» – как «КаОШаКаА».
Второй частой ошибкой являются изнуряющие занятия . Ребенку младше 4 лет достаточно 10 минут обучения в день – дольше быть внимательным он не может, а дети в возрасте 5-6 лет могут заниматься без перерыва 15-20 минут. При первых признаках усталости и рассеянности занятия нужно немедленно прекратить. Запрещено и применять психологическое давление на маленького ученика, стыдить его за то, что в своем возрасте он все еще не умеет читать и не хочет учиться, запугивать, кричать. Напротив, стоит хвалить ребенка за каждое достижение, за каждое правильно прочтенное слово. Также не стоит забывать, что дети во многом копируют родителей, и отсутствие у взрослых привычки читать может сказаться отрицательно на мотивации ребенка.
Как привить ребенку интерес к чтению
Самый верный путь научить ребенка читать – поддерживать культуру чтения в семье , а также как можно больше читать книги вместе с малышом, и не просто читать, но и обсуждать, пересказывать кратко их содержание – так ребенок будет лучше понимать прочитанное и запоминать его. Когда обучение продвинется до такого уровня, что ученик сможет читать самостоятельно, можно заинтересовать его, зачитывая вслух самые увлекательные отрывки из произведений. А о чем речь пойдет в книге дальше – пусть он прочтет сам.
VIDEO