Записаться на бесплатный урок

Международная сеть школ Абакус центр

пн-вск 9:00 - 19:00 abakus@abakus-center.ru
Звонок по России бесплатный

Чтобы ребенок успешно учился и развивался в целом, он должен быстро считать в уме. Начинать прививать это умение нужно в 3-5 лет. Считается, что такой возраст наиболее благоприятен для обучения: дети уже с легкостью осваивают сложение и вычитание.

В чем польза устного счета

Быстрый устный счет полезен каждому человеку. И это умение пригодится не только при посещении магазина, планировании семейного бюджета и в других жизненных ситуациях. Постоянные арифметические вычисления в уме способствуют развитию мышления, воображения и интеллектуальных способностей, они улучшают память, формируют аналитический склад ума, а еще придают уверенность в себе. Любой счет, даже если это элементарные примеры, делает наш мозг активным – он будет «подвижным», готовым воспринимать большое количество информации.

Устные вычисления заставляют оба полушария мозга функционировать слажено и продуктивно, на полную мощность своих возможностей. Ученики, практикующие счет в уме, быстрее других усваивают информацию, легче воспринимая ее на слух и зрительно. Они без проблем переключаются с одного предмета на другой, и им легко дается не только математика, но также иностранные языки и другие дисциплины.

Подготовка к обучению

Перед началом обучения устному счету ребенок должен понимать, что такое число, а также ориентироваться в понятии «меньше-больше», сравнивать размеры предметов, различать круг, квадрат, треугольник, линию.

Начните обучение с того, что дайте понять ребенку: каждое число может обозначать группу определенного количества предметов. То есть недостаточно посчитать до четырех и показать написание цифры 4. Покажите ученику 4 пальца, 4 конфеты, нарисуйте 4 кружочка. Свяжите все простые числа со знаменитыми сказочными героями: три поросенка, четыре черепашки-ниндзя, семь гномиков.

Методики обучения

Обучать счету можно несколькими методиками. Например, способ Глена Домана заключается в обучении по специальным карточкам с изображенными на них красными точками. Можно выбрать устный счет на основе знания состава чисел. К примеру, нужно сложить 7 и 5. Первое число дополняем с помощью тройки до 10. А зная, что 5 можно представить как 2+3, «забираем» из пятерки эту тройку, получая 2. Прибавляем его к полученной ранее 10. Общий итог – 12.

Заучивание таблиц – еще один метод. В таблицах содержатся примеры на сложение и вычитание простых, а затем и более сложных чисел, и заучить их нужно до автоматизма. Распространена и методика Полякова. Она основана на игре с кубиками или карточками, в которых имеются гнезда для вставки пронумерованных фишек. Этот способ также основан на знании состава числа. Каждое число ребенок запоминает как комбинацию (сумму) фишек с простыми числами. А ментальная арифметика использует в обучении специальный счетный инструмент – соробан, аналог древневосточных счетов абакуса.

Для облегчения устного счета используются разнообразный лайфхаки и хитрости. Один из самых известных приемов – перестановка слагаемых: например, 8+7+2 удобнее считать в виде 8 + 2 + 7 = 10 + 7 = 17. Еще один вариант – так называемое «присчитывание». Например, 36+38 можно посчитать как 36+40-2.

Игры для тренировки счета в уме

Навыки устного счета будут развиваться при регулярных тренировках, и их можно проводить в игровом формате. Подойдет сюжетная игра «Магазин», арифметическое лото, настольные игры на основе арифметики. Есть немало приложений для телефонов и онлайн-игр на эту тему.

Можно соединить занятия математикой с физической нагрузкой и организовать игру «Веселый счет». Ведущий в ней кидает мяч игроку и называет простой пример, который последнему нужно решить, тот считает в уме и сообщает результат.

Чего не нужно делать

Устный счет – потому и устный, раз происходит исключительно в уме. Не нужно начинать учить ребенка считать на палочках, ракушках или с помощью пальцев: так научить счету легко, а отучить будет весьма сложно. При счете на пальцах или при помощи каких-то предметов у ученика не задействован механизм памяти, результаты действий и математические закономерности в мозгу не откладываются.

Столь же вреден модный в последнее время метод счета по линейке, когда от искомого числа на линейке отсчитывают вправо (при сложении) или влево (при вычитании) второе число. Эта методика также не приучает ребенка думать и запоминать, не тренирует память и тормозит умственное развитие.

Несколько советов

На первом этапе обучения лучше оперировать не цифрами, а любыми предметами, так как у детей такого возраста преобладает пока образное мышление. Уроки должны проходить с регулярностью, но обязательно в ненавязчивой форме. Важно не только решать абстрактные примеры, но использовать примеры из жизни. Обязательно хвалите ребенка за достигнутые успехи, а за неудачи – ни в коем случае не ругайте.

Методику нужно выбирать по возможностям и способностям ребенка, причем можно использовать не один метод, а комбинировать два или даже три.

Рейтинг: 5/5 - 1 голосов

Спасибо!

Ваша заявка успешно отправлена. Мы скоро свяжемся с вами.

Оставить заявку

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Оставить заявку

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Оставить заявку

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Получить свой
бесплатный урок
Спасибо!
Вы можете скачать презентацию Развиваемся вместе с Абакус