Знаете ли вы, что научить ребенка читать — столь же сложно, как и приучить его к горшку? Именно поэтому многие родители после нескольких попыток научить ребенка читать опускают руки и оставляют ситуацию на откуп школе и старшей группе детского садика, полагая, что специалисты-профессионалы справятся с поставленной задачей куда как скорее и толковее. Но практика показывает — чтобы ребенок не заскучал в школе с первых же дней, желательно, чтобы он был с буквами на «ты». Как научить ребенка читать? Собрали простейшие советы и более сложные игровые методики.
Обязательно ли записываться в студию раннего развития? Напомним, что мнения детских врачей о том, когда начать учить ребенка, условно делятся так: одни считают — с пеленок, другие — не ранее 4-5 лет. Кто-то стремится вырастить вундеркинда, кто-то не спешит расставаться с очарованием младенчества своего малыша. Здесь абсолютно все родители должны ориентироваться на свою интуицию и наблюдательность.
Не лишним будет и честно ответить себе на вопросы — «Каков мой собственный уровень образованности, правильно ли говорим сами мы-родители, насколько качественной собственной устной речью наполнено пространство вокруг нашего ребенка?» И, если вы не уверены в себе, имеет смысл поискать студии, в которых «подтягивают» не только малыша, но и папу с мамой.
Если же вы не сомневаетесь в своем потенциале «первого учителя», — вот вам подсказка: как понять, что в теории ваш ребенок уже может читать. Ведь как научить малыша читать, если все звуки, окружающие его, пока что ему не вполне понятны:
Итак:
убедитесь, что слова, которые он слышит, действительно для него «работают»: он делит ими предметы на большие и маленькие, расположенные слева и справа, живые и неживые, круглые и остроугольные, бытовые и игрушечные;
может ли ребенок просто и бегло ответить на вопросы, к примеру, о том, какие события произошли с ним во дворе или в гостях у бабушки, сложно ли ему передать свои ощущения с помощью слов;
остаются ли в его памяти пересказанные вами на прогулке сюжетные тексты для его возраста, например, доступные для его понимания фильмы и книги;
проследите, как выглядит детская речь, когда малыш вступает во взрослый разговор (можно и нужно поощрять участие в ваших беседах с друзьями, ведь это единственная возможность научить слушать, не перебивая, и соотносить сказанное им с общей темой разговора);
вызывают ли интерес книги, занимает ли малыша вопрос — как буквы, изображенные в детских ярких изданиях, превращаются в связную историю, которую читают вслух родители.
Если вам кажется, что здесь все в порядке, значит, малыш готов учиться читать.
Сразу читать по слогам или сначала попробовать объединять буквы в слоги? Разумеется, можно учить ребенка читать и «без всего», лишь показывая книги и заучивая слоги и слова. Но сегодня в свободном доступе много подручной « канцелярщины», которая действительно упростит задачу и сэкономит ваше время.
«Кубики Зайцева»
Набор из 52 кубиков упрощает понимание: чем различны гласные и согласные, глухие и звонкие, поясняют, что слог — это сочетание согласных и гласной буквы), а буквы и звуки не всегда совпадают фонематически. Наберитесь терпения пропевать прочитанное, такое «оперное» слоговое заучивание способствует тому, малыш начнет читать куда раньше и успешнее.
Ни в коем случае не торопите ребенка, не продолжайте занятие, если ему надоело: важно обучать ребенка чтению играючи, кроме того, вам самим следует понять — что ребенок усваивает по итогу одного занятия.
«Теремки» и «складушки» Воскобовича
Двигаясь от простого к сложному, ребенок может начать занятия с этим комплектом, включающим, кроме кубиков с буквами, еще «теремки». Это специальные коробочки, по краям их изображены буквы, а в окошки будет подставлять кубики, собирая складовые конструкции. Когда ребенок понял — как это делать, переходим к следующему шагу: он должен собрать из «теремков» слово.
Не пренебрегаем и «складушками», по ним ребенок научится читать, уверяют эксперты, за пару месяцев. В таких книжках много картинок, повторяющихся слогов «ма-ма», «па-па», «ба-ба», «ра-ма», «дя-дя». Ребенку гораздо интереснее именно такое побуквенное изучение, упрощающее понимание разницы между гласными.
Карточки Домана
Эта методика позволяет эффективно понять — как произносятся «сложные» слова, которые малыш видит на странице, например, «кош-ка». Это очень важный этап, ребенок в дальнейшем должен не просто уметь, а понимать, что произнести слово и написать его слитно либо раздельно — это отдельные навыки. Заниматься предстоит так: малыш осваивает первые 15 карточек во время краткого показа их родителями с проговариванием. Далее — переходим к словосочетаниям. Обязательно закрепляйте в конце занятия даже небольшие новые умения.
Есть и другие методики, которые вы можете использовать в домашних занятиях: Горецкого, Монтессори, Соболевой. А что делать, когда вам кажется, что ребенок уже научился читать? И здесь самое важное — подбор книг. Не стоит надолго застревать в «простых» книжках, незатейливые сюжеты быстро наскучат малышу. Изучайте книжные прилавки, вы обязательно найдете книги с острой сюжетной коллизией, профессиональными иллюстрациями и большим шрифтом, в том числе с делением на слоги.
И, конечно же, «взрослые» книги. Ребенок никогда не поверит в важность чтения, если не будет видеть вас по вечерам и на отдыхе с томиком прозы, от которой вы получаете очевидное удовольствие. Замечено, кстати, что особенное впечатление на ребенка производят сохранившиеся в семье детские книги родителей, пусть и уступающие в полиграфии современным изданиям.
VIDEO