Многие сферы жизни требуют запоминания и дальнейшего воспроизведения больших объемов информации: нам нужно заучивать иностранные слова и формулы, номера мобильных телефонов и значимые даты. Справиться с задачей помогут специальные тренировки. Эти методики базируются на знании законов функционирования человеческой памяти.
Содержание:
Психолог из Германии Герман Эббингауз установил, что:
На "кривой забывания" (так называется этот эффект) основывается методика интервального повторения: повторять материал нужно в тот момент, когда он уже почти забыт, а не тогда, когда он еще хорошо остается в памяти, и не тогда, когда человек уже ничего не помнит из усвоенного.
Повторять информацию нужно:
Есть и другой вариант этой схемы. Материал повторяется сразу после усвоения, а затем через:
Это общие рекомендации, их можно скорректировать под каждого конкретного ученика и проводить интервальное повторение по индивидуальному графику.
Герман Эббингауз – автор еще одного открытия, "эффекта края". Суть его заключается в том, что быстрее и точнее мы запоминаем информацию из самого начала и самого конца текста. К примеру, есть ряд слов: хлеб, самолет, шахматы, ноутбук, погода, лист, шиповник, поезд, флюорография, куртка, кошка, весы. Если вам произнесут этот перечень, а потом попросят повторить, первыми большинство людей вспомнят хлеб и весы. Поэтому в любой информации, которую нужно запомнить, требуется выделить самые сложные моменты и заучить их самыми первыми либо самыми последними.
Методику предложил лауреат Нобелевской премии, физик Ричард Фейнман. Он рекомендует следующее:
Написанное можно сопровождать рисунками, графиками, схемами.
Процесс запоминания ухудшается, если мы пытаемся заучить схожую информацию. Чтобы исключить это, похожий материал следует изучать в разные промежутки времени. Положительный эффект усилится, если делать это еще и в разных помещениях, если имеется такая возможность. Можно изучать материал последовательно – блок математики, блок истории и т.д.
Изучаемый материал просто делится на отдельные части – так его можно будет более глубоко изучить и максимально продуктивно запомнить. Структурировать его стоит грамотно, по блокам, каждый из которых составляет одну тему или подтему.
Эта методика основана на лучшем запоминании информации, если она тем или иным образом связана с какими-то другими данными. Так можно запомнить что угодно – от важной даты до плана публичного доклада. Существует несколько вариантов таких тренировок.
Этой методикой запоминают большие объемы информации: целые главы из учебной или методической литературы, доклады. Создается так называемая опорная система и цепочка образов. В качестве первой выступает некое хорошо знакомое человеку пространство, например, его комната в доме или личный рабочий кабинет. Заранее мысленно задается направление, по которой человек будет мысленно обходить помещение – по или против часовой стрелки. Информацию, которую нужно запомнить, связывают с расположением предметов в комнате: первый пункт – это шкаф, второй пункт – это стоящий рядом со шкафом стол и т.д. А затем, чтобы вспомнить нужное, требуется лишь мысленно совершить прогулку по помещению. Метод запоминания информации, построенный на построении ассоциативного ряда, также носит название "Дворец памяти".
Этот вариант подходит для заучивания наизусть стихотворений и отрывков прозы. Текст, который нужно запомнить, мы записываем пиктограммами, которые отражают его суть. Это могут быть снежинки, изображения животных или растений, лица, смайлики, стрелки в разных направлениях. Создав такой рисунок, нужно, смотря на него, воспроизвести текст.
Методика используется при изучении иностранных языков, запоминания фамилий и имен, названий чего-либо. Информация лучше запоминается, если она представлена в виде рифмованных строк. К примеру, чтобы в будущем вспомнить, что девушку зовут Мария, можно в момент знакомства несколько раз мысленно произнести: "Маша – милая наша" или придумать другую похожу рифму.
Ряд слов можно закодировать в виде аббревиатуры. Самые известные примеры – "Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан" или "Как Однажды Жак-Звонарь Голубой Сорвал Фонарь" для обозначения порядка оттенков радуги.
Специалистами доказано: информация лучше всего запоминается перед отходом ко сну. Время перед тем, как заснуть, целесообразно потратить на повторение материала, а не для чтения постов в социальных сетях или мобильных игр.
Когда что-то изучаете, нужно двигаться. Можно просто ходить, выполнять элементарные гимнастические упражнения – приседания, наклоны, кручение торса.
Подключите зрительную память. Информацию, которую нужно запомнить, напишите на бумажных карточках и развесьте в нескольких местах квартиры, лучше там – где она обязательно попадется вам на глаза.
Пишите по изучаемому материалу конспекты. Это могут быть как небольшие текстовые заметки, так и схемы или диаграммы, рисунки. Если при этом будут использоваться карандаши или текстовыделители разных цветов, а также нумерованные и маркированные списки, информация будет запомнена еще успешнее.
Если занятия продолжаются несколько часов, каждые 20 минут следует делать перерыв, а во время активного изучения материала на посторонние дела отвлекаться не следует. Наибольшая продуктивность нашего мозга наблюдается примерно с 8 до 10 часов утра и в такое же время вечером, но эти временные промежутки у разных людей могут быть любыми.
В интернете можно найти немало онлайн-тренажеров для развития памяти, существуют и профильные мобильные приложения. Самые известные из таких программ – Викиум, Memory Trainer, Brain+, Elevate и другие.