Умножение — одно из базовых действий в математике. Многие школьники испытывают трудности, изучая таблицу умножения. Родители могут поспособствовать в этом ребенку. На помощь придут различные методы, помогающие запомнить результаты вычислений.
В начальной школе ученики традиционно изучают умножение и деление. Ребятам задают выучить таблицу умножения, а она далеко не всем дается легко. Оказывается, существуют интересные методы, чтобы освоить эту важную «науку». И ребенку вовсе необязательно зубрить столбцы с цифрами. Итак, разбираемся, как помочь ученику легко выучить таблицу умножения.
Смотрим на пальцы и учим таблицу умножения
Предложите ребенку запомнить таблицу умножения, начиная с цифры 9. Для этой цели используем свои пальцы. Вычисления происходят следующим образом. Поверните к себе ладошки и мысленно пронумеруйте пальцы от 1 до 10, где 1 будет большой палец левой руки, а 10 — большой палец правой). Далее выбирайте число, на которое хотите умножить 9. Загните соответствующий палец. Сосчитайте, сколько пальцев осталось с каждой стороны возле загнутого. Значение слева обозначает десятки, а справа считаем единицы.
Помимо умножения на 9, собственные пальцы можно использовать, чтобы перемножать числа больше пяти. А как раз с ними у школьников часто и возникают проблемы. Рассмотрим этот способ на конкретном примере — 7х8. Обе руки сжимаем в кулаки. Затем на каждой разгибаем столько пальцев, на сколько наши числа больше пяти, то есть на одной руке разгибаем 2 пальца, а на другой — три. В итоге получается 5 десятков (50). Затем сосчитаем, сколько пальцев на руках осталось согнутыми. В нашем примере на левой руке 3 пальца, а на правой 2. Перемножаем 3 и 2, получается 6. Остается сложить результаты: 50+6=56. Это и будет ответ.
Таблица Пифагора
Выучить таблицу умножения можно с помощью квадрата Пифагора. Внешне он напоминает п для игры в морской бой (на этом стоит акцентировать внимание, чтобы дополнительно заинтересовать ребенка), но только в одном из столбиков вместо букв расположены цифры от 1 до 10. Чтобы лучше разобраться в изобретении Пифагора, лучше начертить и заполнить квадрат самостоятельно: это поможет взрослому доходчивее объяснить школьнику вычисления.
Умножать числа с помощью квадрата Пифагора просто. Нужно мысленно соединить их перпендикулярными линиями — на пересечении и будет правильный ответ. Используя этот способ, легко объяснить школьнику, что на результат умножения не влияет перемена мест множителей.
В изучении умножения по методу Пифагора можно проследить определенную логику. Поскольку умножение представляет собой упрощенное сложение, то, к примеру, умножение на 5 всегда будет давать результат, заканчивающийся на 5 либо на 0.
Рифма
Все мы помним знаменитую песню Михаила Пляцковского «Дважды два — четыре, дважды два — четыре. Это всем известно в целом мире». Если послушать эту композицию до конца, можно найти в ней также рифмы для умножения на 3 («Трижды три навеки девять. Ничего тут не поделать»), на 6 («Шестью шесть, прошу учесть, неизменно тридцать шесть»), на 8 («У кого друзья ни спросим, шестью восемь сорок восемь»). Подобные стихи и песенки — отличный способ быстро и легко запомнить таблицу умножения. Кстати, на некоторые примеры даже можно не искать и не сочинять самим стихи, поскольку они уже содержат в себе рифму: «пять на пять — двадцать пять», «шесть на шесть — тридцать шесть», «шесть на восемь — сорок восемь».
Наглядные материалы
Выучить таблицу умножения помогут различные наглядные пособия: красочные плакаты, обучающие карточки, комиксы, графики, магниты и пр. Такие средства особенно актуальны для детей, у которых хорошо развита зрительная память, образное мышление. Яркий плакат можно повесить над кроватью ребенка или над его письменным столом. Он невольно будет попадаться на глаза, и содержание закрепится в памяти.
Умножение вокруг нас
Детям, равно как и многим взрослым, сложно запомнить абстрактные вещи, которые нельзя применить в обычной жизни. Поэтому задача родителей — объяснить школьнику, что таблица умножения полезна. Это можно сделать разными способами. Научить ребенка умножать числа можно посредством бытовых ситуаций. Он должен понять, что математика, действительно, полезна, пригождается в реальной жизни. Приведем возможные примеры заданий:
На день рождения мы пригласим 5 друзей. Каждого угостим двумя пирожными. Сколько пирожных нужно испечь или купить?
Предложите ребенку посчитать, сколько всего колес у проезжающих мимо восьми автомобилей.
Попросите школьника откладывать в течение недели в копилку, например, по 50 рублей. Спросите, какая сумма в итоге окажется в копилке.
В целом, нет универсального способа, который бы позволил школьнику быстро выучить таблицу умножения. Ведь методы восприятия у всех разные. Пробуйте различные способы, и результат не заставит себя долго ждать.
VIDEO