Ментальная арифметика – популярная сегодня учебная дисциплина, которую взяли на вооружение лучшие школы мира. Во многих странах Азии это и вовсе обязательный предмет в школьной программе, учат ее также в Европе и Северной Америке. Появляются школы по изучению этой дисциплины и в России. История возникновения этой науки – давняя и очень интересная.
Кто и когда придумал ментальную арифметику
Ментальная арифметика основана на особом принципе математических вычислений, который был известен в древнем мире еще 5000 лет назад. Все расчеты в ней проводятся с помощью специального счетного инструмента древнегреческого происхождения: абакуса, известного также в Древнем Китае как суаньпань и в Древней Японии как соробан. Можно сказать, что это своеобразный калькулятор, не только помогающий в вычислениях, но также тренирующий мозг и развивающий межполушарные нейронные связи, а они в свою очередь благотворно влияют на творческие и когнитивные способности.
Ментальная математика в ее современном понимании возникла в Турции, автором методики стал исследователь Халит Шен. В школах обучение этой дисциплине началось в 1993 году, а сегодня по всему миру функционирует почти пяти тысяч классов, профильных школ, образовательных центров по обучению этому предмету. Его изучают в 50 странах мира, а наиболее распространена ментальная арифметика в Китае, государствах Ближнего Востока, Таиланде, Австралии, США, Канаде. В Европе она более всего распространена в Австрии, Великобритании, Германии. Есть специализированные организации в странах постсоветского пространства: России, Киргизии, Казахстане.
Счетная доска – абакус
Внешне этот счетный инструмент выглядит прямоугольной конструкцией с вертикально расположенными спицами в количестве 13 штук (вариант абакуса для детей может содержать меньшее их число). Прямоугольник разделен на две части длинной горизонтальной перегородкой. На каждую спицу нанизано по пять косточек: четыре нижние «земные» и верхняя «небесная» косточка, символизирующие цифры от единицы до пятерки.
Основные принципы ментального счета
Обучающая программа по ментальной арифметике состоит из двух этапов. Сначала ученики овладевают техникой счета на абакусе, передвигая косточки пальцами. При этом они работают одновременно двумя руками, потому в процессе задействованы сразу оба полушария головного мозга. На абакусе можно моментально выполнять любые арифметические операции – от простого сложения и вычитания до более сложных умножения и деления, а также возведения в нужную степень и извлечения квадратного и кубического корня.
Второй этап обучения – это постепенное замещение использования абакуса вычислениями в уме. И здесь также задействованы оба полушария: левое воспринимает цифры, а правое – их образ в виде косточек счетного инструмента. Ребенок представляет воображаемые счеты, на которых он мысленно выполняет вычисления.
Польза ментальной арифметики
Целью занятий ментальной математикой является развитие одновременно обоих полушарий головного мозга. При этом ребенок учится быстро проводить в уме сложные арифметические вычисления примеры. Наше правое полушарие отвечает за фантазию, интуицию, воображение, творческие способности, а левое ответственно за память, логическое и аналитическое мышление, скорость реакции, концентрацию вниманию, интеллект. Полноценное развитие обоих полушарий позволяет человеку лучше работать, легче учиться, проще, эффективнее и быстрее запоминать информацию. Регулярные занятия ментальной арифметикой – это гарантия, что у ребенка, кроме заметных улучшений памяти и концентрации внимания, улучшится успеваемость в школе, проявится творческий потенциал, будут развиваться такие полезные социальные навыки, как организованность, ответственность, самостоятельность. Это отмечают все родители, чьи дети умеют считать по правилам устного ментального счета.
VIDEO