Математика (даже арифметика в начальной школе) – один из самых сложных для понимания учебных предметов. Однако помочь школьнику освоить эту науку – вполне возможно.
Что такое «сложности с математикой»?
Под трудностями с математикой обычно понимают:
плохой счет или вовсе отсутствие навыка счета;
недостаточное знакомство с числами;
невозможность вникнуть в суть поставленных управления или задачи;
решение всех задач по шаблону и сложность с нахождением ответа при малейшем изменении условий.
Если ребенок не умеет пока читать сложные тексты, это вызовет и математические проблемы: он не поймет ни условий задач, ни описаний правил. Если у ребенка недостаточно развито логическое мышление, он не сможет понять общие идеи решения, а плохая память не позволяет помнить основные математические концепции. Слабо развитое пространственное мышление – еще одно препятствие: у ученика нет навыков наглядного представления информации. Проблемой станет и короткое внимание: ребенок не сможет решать длинные сложные примеры.
Без абстрактного мышления – никуда!
Только когда ребенок дозревает до обобщения информации и абстрагирования от конкретики, можно рассчитывать на успехи в математике. Эти умения нужно и можно развивать. Подойдут упражнения вроде:
«Вычеркни лишнее» (к примеру, в ряду слов «Очки, глаза, нос, уши» первое будет лишним);
«Вставь пропущенные буквы в словах»;
«Выбери нужное по смыслу» (Волк – это кто? Насекомое, животное, птица?);
«Подбери противоположное по смыслу» (Горячо – тепло, далекий – близкий).
Более эффективной методикой развития абстрактного мышления является ментальная арифметика с ее вычислениями на специальном счетном инструменте – абакусе.
Развиваем навыки счета
Подойдут любые упражнения, где присутствует необходимость считать: простейшие задачки, настольные игры-«ходилки» с игральным кубиком, некоторые карточные игры.
И снова на помощь придет метальная математика. Только на первом этапе обучения ученики используют физические счеты. Затем они считают на воображаемом абакусе, а после переходят на вычисления в уме, оперируя уже не образами косточек счетной доски, а числами.
Оттачиваем логическое мышление
Логика нужна каждому из нас не только при изучении математики, но и в повседневной жизни. Нет человека, абсолютно без логики: нужно лишь помочь этому типу мышления проявить себя.
Читайте! Важно читать длинные тексты и на сравнительно серьезные темы, причем ученик должен понимать их, а не бездумно «проглатывать». Играйте в интеллектуальные игры: шашки, шахматы, разгадывайте головоломки. Учите стихи – это занятие дополнительно развивает и память. Постоянно анализируйте услышанное и увиденное, а при выполнении каких-либо ежедневных простых задач находите для каждой из них несколько решений.
Развиваем воображение
Есть немало способов развить воображение (а оно необходимо не только в творческой сфере, но и в математике). Можно сыграть в такую игру: взрослый рисует несколько отдельных геометрических фигур, дополняет их точками, прямыми или криволинейными отрезками, а ребенок должен дорисовать эту комбинацию так, чтобы получилась законченная картинка.
Существует множество настольных игр (и их варианты в виде компьютерных и мобильных приложений), где нужно складывать фигуры из отдельных деталей: «Колумбово яйцо», «Пентамино», всем известный «Тетрис», в том числе трехмерный. Вырезайте из бумаги снежинки, рисуйте бабочек и другие симметричные фигуры, придумывайте и разгадывайте шифры, создавайте на бумаге лабиринты и даже географические карты.
Метакогниция
Наконец, можно приступить к метакогниции – то есть начинать учить ребенка тому, чего он конкретно не понимает в математике. Ищите разные способы решения той или иной задачи – простые и сложные, рассуждайте, доказывайте каждый ответ. Например, сложение можно делать на пальцах, в уме или «в столбик». А умножение можно проводить одним из современных способов, например, по-японски или методом «жалюзи».
На помощь придут школьные учебники и дополнительные пособия, профильные сайты в интернете. В случае, если учебный предмет вызывает сложности и у родителей, лучше воспользоваться помощью профессионального репетитора. Особенно важно обратиться к опытному учителю, если речь идет об алгебре, геометрии или тригонометрии в старших классах.
Дискалькулия
Помощь специалиста понадобится, если у ребенка имеет место дискалькулия – медицинским путем подтвержденное нарушение способности считать, вызванное дефектами одной из борозд теменной доли головного мозга. Это может быть самостоятельный недуг или последствие других психологических или нейрологических проблем, страдают этим около 10% людей в мире.
Страдающие дискалькулией не способны с первого взгляда оценить количество объектов (не прибегая к их пересчету), и это вызывает проблемы с устным счетом даже с простейшими примерами, а также с определением времени по часам с традиционным стрелочным циферблатом.
Дискалькулия ни в коем случае не говорит о низком интеллекте. Обладатели этой проблемы могут быть выдающимися поэтами, скульпторами, художниками, актерами. Они часто совершенно не имеют проблем в изучении иностранных языков, высоко грамотны в родном языке.
VIDEO
VIDEO