Родители могут помочь ребенку добиться правильной четкой речи с помощью артикуляционной гимнастики. Специально разработанные упражнения направлены на укрепление и развитие мышц речевого аппарата. Чтобы занятия были максимально эффективными, при их проведении взрослым нужно учитывать важные рекомендации.
Зачем нужна артикуляционная гимнастика
Все родители мечтают, чтобы у их малыша была красивая разборчивая речь. Это очень важно для гармоничного развития дошкольника. Четко и правильно говорящему ребенку легче высказывать свои мысли, он полноценно общается со сверстниками и взрослыми. В свою очередь, если малыш плохо говорит, он может испытывать комплексы, стать застенчивым, молчаливым. Особенно важно правильное произношение звуков при обучении грамоте, поскольку письменная речь тесно связана с устной.
Недостатки произношения звуков (одного или нескольких) встречаются у многих дошкольников. Чаще всего они носят временный характер и связаны с тем, что движения речевого аппарата еще недостаточно согласованы. Сложности с произношением поможет преодолеть артикуляционная гимнастика. Это специальный комплекс упражнений, которые помогают укрепить органы речевого аппарата, развить их подвижность.
Занятия состоят из статических и динамических упражнений. Первые отрабатывают правильное положение губ, языка, мягкого неба, щек, укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, которым не хватает тонуса. Динамические упражнения развивают подвижность и гибкость, которые также необходимы для четкой речи. Эффект от речевой гимнастики достигается только при условии, что занятия проводятся регулярно и включают в себя многократные повторения конкретных артикуляционных упражнений.
Упражнения для языка
Ребенку можно предложить следующие динамические упражнения:
- «Варенье». Поочередно язык облизывает верхнюю и нижнюю губу.
- «Часы». Малыш должен приоткрыть рот и кончиком языка касаться по очереди правого и левого уголка губ.
- «Змейка». Нужно сделать язык узким, похожим на маленькую змейку и высунуть его вперед как можно дальше.
- «Лошадка». Язык приподнимается к небу и будто присасывается а нему. Затем им нужно с усилием и медленно цокать.
- «Качели». Ребенок приоткрывает рот, а затем напряженный кончик языка поднимает и опускает вниз, имитируя качели.
- «Чистим зубки». Следует «почистить» языком верхние и нижние зубы, рот при этом должен быть закрыт.
Примеры статических упражнений:
- «Грибочек». Малыш открывает рот, и язык присасывается к верхнему небу.
- «Птенец». Необходимо широко открыть рот, язык при этом остается расслабленным.
- «Бегемот». Ребенок расслабляет язык и укладывает его на нижнюю губу. Далее рот попеременно открывается и закрывается, но положение языка не меняется.
Тренируем губы
- «Улыбка». Губы растягиваются в улыбке, но зубы при этом не открываются.
- «Трубочка». Ребенок делает губы трубочкой, далее нужно их вытянуть вперед.
- «Пятачок». Упражнение продолжает предыдущее — вытянутыми губами нужно вращать по кругу.
- «Бублик». Малыш округляет губы и чуть вытягивает их вперед. При этом должны быть видны сомкнутые нижние и верхние зубы.
- «Художник». Ребенок удерживает губами карандаш и «рисует» в воздухе какую-нибудь геометрическую фигуру.
- «Буря». Ребенок с силой выдыхает воздух через трубочку в емкость, наполненную с водой. В результате получается «шторм».
Развиваем мышцы щек
- «Голодный хомячок». Малыш втягивает щеки внутрь. Пока дошкольник не освоит это движение, может помогать ему руками.
- «Сытый хомячок». Ребенок, наоборот, надувает щеки и удерживает их в данном положении. Как вариант можно поочередно надувать правую и левую щечку.
- «Лопнувший шарик». По надутым щекам нужно слегка ударить кулачками.
- «Буря». Малыш выдувает мыльные пузыри.
Упражнения для мягкого неба и глотки
- «Зевушка». Ребенок просто зевает, но при этом он должен с шумом втягивать в себя воздух.
- Резко и отрывисто нужно произносить звук «а-а-а», затем «э-э-э».
- «Полоскание». Малыш запрокидывает голову назад и имитирует полоскание горла.
Общие рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики
Чтобы упражнение на укрепление и развитие артикуляционного аппарата приносили максимальный эффект, родители должны учитывать некоторые нюансы:
- Занятия обязательно проводятся регулярно, каждый день один или два раза. При этом не нужно предлагать их ребенку сразу после приема пищи, следует подождать 1-2 часа.
- Поскольку дошкольники быстро утомляются, теряют интерес к занятиям, в комплекс включают по паре упражнений каждого типа. Периодически они меняются. В целом занятие должно длится не более 10 минут.
- Упражнения нужно преподносить в игровой форме, чтобы они заинтересовали малыша.Ведь он еще не способен осознать важность гимнастики. Например, можно подобрать подходящие по смыслу короткие стихи, распечатать яркие картинки, включить для фона приятную музыку.
- Выполнять упражнения нужно хотя бы по 5 раз каждое. При этом важно качество. Если ребенок устал, то эффекта от тренировки не будет.
- При выполнении статических упражнений одно артикуляционное положение должно удерживаться около 7-10 секунд.
- Во время занятий хорошо предложить дошкольнику большое зеркало, чтобы он видел свое лицо.7. Взрослый вначале сам показывает ребенку, как выполнять каждое упражнение. Если малыш не справляется, нужно ему помогать с помощью ложечки или иного чистого безопасного предмета.
- Если ребенок недостаточно хорошо выполняет какое-либо упражнение, то пока оно не отработается, новое не вводится.
- Не забываем о похвале. Детям важно, чтобы их достижения ценили, поэтому открыто выражайте свои позитивные эмоции.