Родители могут помочь ребенку добиться правильной четкой речи с помощью артикуляционной гимнастики. Специально разработанные упражнения направлены на укрепление и развитие мышц речевого аппарата. Чтобы занятия были максимально эффективными, при их проведении взрослым нужно учитывать важные рекомендации.
Все родители мечтают, чтобы у их малыша была красивая разборчивая речь. Это очень важно для гармоничного развития дошкольника. Четко и правильно говорящему ребенку легче высказывать свои мысли, он полноценно общается со сверстниками и взрослыми. В свою очередь, если малыш плохо говорит, он может испытывать комплексы, стать застенчивым, молчаливым. Особенно важно правильное произношение звуков при обучении грамоте, поскольку письменная речь тесно связана с устной.
Недостатки произношения звуков (одного или нескольких) встречаются у многих дошкольников. Чаще всего они носят временный характер и связаны с тем, что движения речевого аппарата еще недостаточно согласованы. Сложности с произношением поможет преодолеть артикуляционная гимнастика. Это специальный комплекс упражнений, которые помогают укрепить органы речевого аппарата, развить их подвижность.
Занятия состоят из статических и динамических упражнений. Первые отрабатывают правильное положение губ, языка, мягкого неба, щек, укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, которым не хватает тонуса. Динамические упражнения развивают подвижность и гибкость, которые также необходимы для четкой речи. Эффект от речевой гимнастики достигается только при условии, что занятия проводятся регулярно и включают в себя многократные повторения конкретных артикуляционных упражнений.
Упражнения для языка
Ребенку можно предложить следующие динамические упражнения:
«Варенье». Поочередно язык облизывает верхнюю и нижнюю губу.
«Часы». Малыш должен приоткрыть рот и кончиком языка касаться по очереди правого и левого уголка губ.
«Змейка». Нужно сделать язык узким, похожим на маленькую змейку и высунуть его вперед как можно дальше.
«Лошадка». Язык приподнимается к небу и будто присасывается а нему. Затем им нужно с усилием и медленно цокать.
«Качели». Ребенок приоткрывает рот, а затем напряженный кончик языка поднимает и опускает вниз, имитируя качели.
«Чистим зубки». Следует «почистить» языком верхние и нижние зубы, рот при этом должен быть закрыт.
Примеры статических упражнений:
«Грибочек». Малыш открывает рот, и язык присасывается к верхнему небу.
«Птенец». Необходимо широко открыть рот, язык при этом остается расслабленным.
«Бегемот». Ребенок расслабляет язык и укладывает его на нижнюю губу. Далее рот попеременно открывается и закрывается, но положение языка не меняется.
Тренируем губы
«Улыбка». Губы растягиваются в улыбке, но зубы при этом не открываются.
«Трубочка». Ребенок делает губы трубочкой, далее нужно их вытянуть вперед.
«Пятачок». Упражнение продолжает предыдущее — вытянутыми губами нужно вращать по кругу.
«Бублик». Малыш округляет губы и чуть вытягивает их вперед. При этом должны быть видны сомкнутые нижние и верхние зубы.
«Художник». Ребенок удерживает губами карандаш и «рисует» в воздухе какую-нибудь геометрическую фигуру.
«Буря». Ребенок с силой выдыхает воздух через трубочку в емкость, наполненную с водой. В результате получается «шторм».
Развиваем мышцы щек
«Голодный хомячок». Малыш втягивает щеки внутрь. Пока дошкольник не освоит это движение, может помогать ему руками.
«Сытый хомячок». Ребенок, наоборот, надувает щеки и удерживает их в данном положении. Как вариант можно поочередно надувать правую и левую щечку.
«Лопнувший шарик». По надутым щекам нужно слегка ударить кулачками.
«Буря». Малыш выдувает мыльные пузыри.
Упражнения для мягкого неба и глотки
«Зевушка». Ребенок просто зевает, но при этом он должен с шумом втягивать в себя воздух.
Резко и отрывисто нужно произносить звук «а-а-а», затем «э-э-э».
«Полоскание». Малыш запрокидывает голову назад и имитирует полоскание горла.
Общие рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики
Чтобы упражнение на укрепление и развитие артикуляционного аппарата приносили максимальный эффект, родители должны учитывать некоторые нюансы:
Занятия обязательно проводятся регулярно, каждый день один или два раза. При этом не нужно предлагать их ребенку сразу после приема пищи, следует подождать 1-2 часа.
Поскольку дошкольники быстро утомляются, теряют интерес к занятиям, в комплекс включают по паре упражнений каждого типа. Периодически они меняются. В целом занятие должно длится не более 10 минут.
Упражнения нужно преподносить в игровой форме, чтобы они заинтересовали малыша.Ведь он еще не способен осознать важность гимнастики. Например, можно подобрать подходящие по смыслу короткие стихи, распечатать яркие картинки, включить для фона приятную музыку.
Выполнять упражнения нужно хотя бы по 5 раз каждое. При этом важно качество. Если ребенок устал, то эффекта от тренировки не будет.
При выполнении статических упражнений одно артикуляционное положение должно удерживаться около 7-10 секунд.
Во время занятий хорошо предложить дошкольнику большое зеркало, чтобы он видел свое лицо.7. Взрослый вначале сам показывает ребенку, как выполнять каждое упражнение. Если малыш не справляется, нужно ему помогать с помощью ложечки или иного чистого безопасного предмета.
Если ребенок недостаточно хорошо выполняет какое-либо упражнение, то пока оно не отработается, новое не вводится.
Не забываем о похвале. Детям важно, чтобы их достижения ценили, поэтому открыто выражайте свои позитивные эмоции.
Ваша заявка успешно отправлена.Мы скоро свяжемся с вами.
Спасибо за заявку!
Просим вас подписаться на чат-бот по нейрозарядке:
@Abakus Neurofitness.Вся актуальная информация по урокам будет в данном чате. br>Мы скоро свяжемся с вами.
Регистрация
Необходимо указывать ФИО на английском языке для печати международных сертификатов
Все поля формы обязательны. После регистрации на вашу почту придет письмо c кодом для авторизации.