Развивающие игры стимулируют стремление дошкольника к знаниям, учат самостоятельно решать интеллектуальные задачи. Ребенку 6-7 лет можно предлагать разнообразные интеллектуальные игровые задания. Облеченные в занимательную форму, они вызовут интерес, а также помогут увлекательно провести время с родителями.
6–7 лет — значимый этап в развитии ребенка. В этом возрасте его интеллект выходит на новый уровень развития. Большинство будущих школьников уже умеют читать, писать, считать минимум до 20. Дети становятся более усидчивыми, способны достаточно долго фокусироваться на одной задаче. Чтобы стимулировать логическое мышление ребенка, а также расширять его словарный запас, родителям стоит предлагать развивающие игры. Мы составили подборку интересных и увлекательных заданий, которые наверняка понравятся мальчикам и девочкам. Игры также пригодятся воспитателям дошкольных учреждений, их можно проводить как с группой детей, так и в рамках индивидуальных занятий.
СОДЕРЖАНИЕ
Противоположности
Взрослый называет ребенку словосочетания, а тот должен заменить прилагательное противоположными по смыслу, например:
маленький подарок — большой подарок;
хорошее настроение — ...;
чистое полотенце — ...;
веселый клоун — ...;
теплый день — ...
Также ребенку будет интересно заменять глаголы на противоположные, например, «закрывает дверь — открывает дверь».
Найди лишнее
Малышу предлагаются карточки с четырьмя картинками, три из которых можно объединить по какому-либо признаку. Например, это изображения чашки, стакана, бокала и тарелки. Задача дошкольника — отыскать лишний предмет или явление. Начинать стоит с простых карточек (три животных и птица, три фрукта и овощ), а затем усложнять задания для детей (три буквы и цифра, три диких животных и одно домашнее).
Назови одним словом
Взрослый показывает ребенку карточки с изображением групп предметов, например:
яблоко, апельсин, ананас;
клубника, малина, черника;
пианино, барабан, гитара;
сапоги, кроссовки, туфли.
Дошкольник должен назвать каждую группу одним словом: «фрукты», «ягоды», «музыкальные инструменты», «обувь». Таким образом, в процессе этих развивающих заданий у малыша закрепляются родо-видовые понятия.
Назови ласково
Все слова, которые услышит дошкольник, он должен трансформировать в ласкательные. Чтобы игра стала для вашего ребенка еще интереснее, можно каждый предлагать ему определенную тематику, например, «зима»:
снег — снежок;
санки — саночки;
зима — зимушка;
гора — горочка;
зима — зимушка;
шуба — шубка;
шапка — шапочка;
шарф — шарфик.
Что из чего сделано?
Взрослый называет словосочетания такого типа: «стакан из стекла», «варенье из слив», «сок из яблок», «нож из стали», «ваза из хрусталя», «куртка из кожи», «сковорода из чугуна» и пр. Задача ребенка — преобразовать их в словосочетания прилагательного с существительным: «стеклянный стакан», «сливовое варенье», «яблочный сок», «стальной нож» и пр.
Разбуди кота
Игра направлена на то, чтобы активизировать в детской речи названия детенышей животных. Группа дошкольников образует круг. В центре находится ведущий — кот. Он закрывает глаза, как будто спит. Остальные дети возражают себя детенышами животных. Тот, на кого укажет воспитатель, имитирует звуки выбранного детеныша (котенка, лягушонка, тигренка и пр.). Кот должен угадать, какое животное его разбудило. Если он назовет его верно, то новый «зверек» занимает место кота и становится ведущим.
Какая бывает собака?
Воспитатель просит детей представить собаку и составить о ней максимально полный рассказ: какая у нее шерсть, какого она размера, какой формы хвост, уши, какой характер и пр. Ребята по очереди называют предложения. Далее можно выбрать другое животное или вообще поменять тему, например, «Что можно делать летом».
Он, она, оно
Занятие в игровой форме знакомит дошкольника с личными местоимениями и их изменением по родам — то, что нужно для подготовки к школе. Ведущий-взрослый бросает ребенку мяч и называет местоимение «он», «она» или «оно». Малыш должен назвать существительное такого же рода, например:
он — мальчик, чайник, пол;
она — мама, кукла, книга;
оно — солнце, небо, окно.
Отвечай быстро!
Взрослый называет три прилагательных, относящиеся к одному предмету или явление. Они могут обозначать его цвет, размер, вкус, запах и пр. Ребенок отгадывает то, что подходит под названные признаки. Вот некоторые примеры заданий:
рыжая, хитрая, пушистая (лиса);
кирпичный, высокий, многоэтажный (дом);
снежная, холодная, вьюжная (зима);
зеленая, колючая, нарядная (елка).
Назови три слова
Это интересное задание направлено на активизацию словаря. Дети стоят в шеренге. Каждому воспитатель по очереди задает вопрос. Ребенок отвечает и с каждым ответом делает шаг вперед (всего три шага). Примеры вопросов и ответов:
Что можно читать? (книгу, журнал, газету).
Что можно варить? (суп, кашу, компот).
Что может летать?
Чем можно рисовать?
В эту игру ребенок также может играть один дома со взрослым.
Узнай букву
Взрослый произносит или пишет три слова, а дошкольник должен найти в них общую букву. В первом случае тренируем фонематический слух, во втором — развиваем зрительное восприятие. Примеры слов: заяц — пазлы — зима (з), мыло — лимон — крем (м).
Кто с какими буквами дружит
Эта игра для детей не только помогает запоминать буквы и развивать речь, но и очень познавательная. Ребенок получает картинку с изображением животного, например, крокодила. У мамы и папы — другие животные. Взрослый начинает: «Мой слон дружит с буквой Х, потому что у него есть хобот», или «Мой жираф дружит с буквой Ш, потому что у него есть длинная шея», или «Моя белка дружит с буквой О, потому что она любит орехи». Ребенок должен точно так же составить рассказ о своем животном.
Скажи по-другому
Дошкольнику предлагается простое предложение, в котором есть прилагательные и наречия, например: «Дети быстро съели конфеты». Теперь нужно представить, что эти слова исчезли из языка и эту мысль нужно
как-то выразить. То есть необходимо эту же фразу сказать другими словами («Ребята проглотили сладости»).
Кто больше?
Воспитатель в детском саду ставит перед дошкольниками какой-либо предмет, например, яблоко. Ребята по очереди называют его признаки, например, большое, круглое, аппетитные, спелое, ароматное, твердое и пр.
Кто у кого?
Ребенку предлагаются предметные картинки с изображением животных и их детенышей. Вначале малыш составляет простые предложения типа «У кошки котенок». Затем задача усложняется — нужно составить сложносочиненное предложение : «У кошки котенок, а у лошади жеребенок».
VIDEO