Любящие родители стараются дать ребенку полноценное воспитание, всесторонне развивать его личность. Но часто взрослые забывают о таком важном аспекте, как базовая финансовая грамотность, которая включает в себя не вопросы заработка денег, а умение распоряжаться бюджетом. В результате такого упущения может вырасти человек, не умеющий жить по средствам, не понимающий вопросы бюджетирования – ведь деньги не обязательно должны появляться от заработка, некоторые суммы попадают к нам в качестве дохода от ренты, подарки и т.п. Именно поэтому правильное отношение к деньгам, умение планировать покупки, контролировать свои «хочу» важно закладывать в детстве, а именно в дошкольном возрасте. И, как бы нам не хотелось, главную роль в этом играет не детский сад, а семья. Поэтому начинаем с изучением своего поведения, ведь ребенок будет копировать вас.
Не рано ли? Зачем дошкольнику финансовая грамотность?
С точки зрения нейропсихологии функция планирования у детей этого возраста еще не сформировалась. Поэтому возмущаться и требовать от них дисциплины в финансах не стоит. Но можно помочь активировать эту зону мозга, выдавая небольшие суммы на расходы. Не стоит запрещать ребенку покупать свои «хотелки» - леденцы, игрушки (если, конечно, это не вредит здоровью) в рамках этой суммы, так как именно через этот путь проявляется его свобода самовыражения. И чем быстрее он ее в малых дозах прочувствует, тем быстрее и безболезненнее пройдет его процесс научения.
Конечно, ключевая цель финансовой грамотности — помочь ребенку социализироваться, стать успешным в будущем. Эта цель реализуется через конкретные задачи. Необходимо в объяснении ребенку затрагивать темы, что:
- деньги зарабатываются трудом (видом продуктивной деятельности, которая может быть разная – начиная от заработной платы, до фриланса и блоггинга, а также ренты) и, что очень важно, только законными способами;
- неправильное обращение с деньгами приводит к бедности (можно много зарабатывать, но неразумно тратить деньги, из-за чего их всегда не будет хватать). Здесь можно привести примеры звезд, которые имели глобальные доходы, но вместе с этим траты и остались в конце-концов бедняками;
- каждый человек несет ответственность за свои финансовые решения;
- нужно избегать небезопасных финансовых схем (микрозаймов с большим процентом, зарплаты в конверте и пр.) и не верить в чудесное волшебное обогащение.
Приемы обучения
Главный принцип обучения финансовой грамотности в дошкольном возрасте — доступность и красочность. Объяснять важные вещи ребенку следует в доверительных беседах, как будто открываешь ему тайну этой жизни. Оставьте сложные термины для взрослых разговоров.
Разговоры о деньгах можно начинать довольно рано, но лучшим действием будет игра. Примерный ориентир — время, когда малыш начинает говорить и осознавать причинно-следственные связи. Дошкольник быстро понимает, что деньги важны в жизни, однако сложнее объяснить, что этот ресурс ограничен, он не берется из воздуха. Поэтому игры в магазин – прекрасный красочный прием для начального обучения.
Практически все дети обожают играть в магазин. Разложите разные товары, прикрепите к ним ценники и используйте для игры настоящие деньги. Пусть ребенок побудет и продавцом, и покупателем.
После этого посещение реального магазина уже вызовут интерес у ребенка к обучению математике – стоимость товаров надо уметь считать. Понятие бюджета закрепляется ограничение суммы. «Как ты считаешь, хватит ли у нас денег на эту покупку?» Проговаривайте, что вначале вы покупаете продукты для всей семьи, а из оставшейся суммы немного можно потратить на сладости.
В курсе Математика Абакус даже у дошкольников попадаются задачки с элементами финансовой грамотности – посчитать количество денег, стоимость покупки, распланировать бюджет.
В школьной математике различных стран такие задачи уже стали включать в школьную программу. В России похожие задания уже используются в ВПР (Всероссийских проверочных работах) и экономических олимпиадах. Но готовить к таким решениям может не каждый преподаватель или родитель – необходимы знания экономики.
В школе Абакус мы постоянно повышаем профессиональный уровень педагогов, чтобы они могли раскрыть знания, актуальные ученику нового времени.
Убедиться в этом можно, записавшись на пробное занятие по Математике Абакус по ссылке.
Первоначально, когда дети не имеют доступа к деньгам, они постигают натуральный обмен – игрушками, сладостями. Поэтому в дальнейшем можно использовать опыт ребенка для объяснения вопроса обмена товаров на универсальный товар - деньги.
Обязательно расскажите малышу, как до вас доходят деньги. Этот первоначальный реальный пример получения дохода ребенок запомнит на всю жизнь. И с него он будет стартовать в своей жизни – отталкиваясь психологически – «хочу, как папа/ мама» или «не хочу, как папа/мама»
Не забудьте упомянуть, что на работе люди обменивают свои знания, умения и время на доход, называемый заработанная плата – зарплата. При этом, говоря о работе, важно не зацикливаться только на получении дохода. Рассказывайте ребенку, почему вы выбрали именно эту сферу, какую пользу он несет людям. Помните, что ребенок сейчас формирует социальную картину мира через такие познавательные беседы. Не старайтесь учитывать все аспекты, упрощайте, а не усложняйте, фокусируйте на положительном.
В мир виртуальной валюты даже нам, взрослым, сложно воспринимать деньги и ощущать их границы. Коллекционируйте реальные деньги - купюры различных стран, где бывали, и рассказывайте об обменном курсе. Такие деньги можно включать в игру «Магазин».
Мультфильмы про финансы
Для обучения финансовой грамотности используйте мультики. В частности, эта тема обыгрывается в некоторых сериях «Смешариков», например:
- «Золушка». В магазине Нюша увидела в платье мечты. Но денег на него не хватило, и она взяла кредит в банке. Нюша не глядя, подписала кредитный договор и в результате ей пришлось работать официанткой и посудомойкой, чтобы расплатиться с банком.
- «Благородное дело». Деньги не нужно закапывать, а лучше инвестировать во что-то стоящее (например, Копатыч строит мельницу). Так они могут принести доход. Но тот, кто хочет сверхприбыли, всегда рискует, потому что деньги могут сгореть, как это случилось у персонажа.
- «Золотое яблоко». На рынке Нюше продали яблоки втридорога. Затем Копатыч угощает ее ими бесплатно и рассказывает, что фруктов много уродилось, и их никто не покупает. Вывод — перед покупкой всегда нужно думать.
Теме денег посвящена одна из серий
«Фиксиков», а в мультике
«Три кота» ребенок узнает, как вести себя во время похода в магазин. Стоит предложить малышу посмотреть
«Азбуку денег тетушки Совы» и
«Азбуку финансовой грамотности для детей».
С новыми терминами нужно знакомить ребенка постепенно и играючи - «банк», «тратить» «зарабатывать», «сберегать», «кредит». Объясняйте их первоначально упрощенно, используйте ролевые игры и примеры.
И наконец, подарите ребенку копилку (обязательно с начальной купюрой внутри), желательно прозрачную. Пусть он учится копить и собирать на определенную цель - игрушку, мероприятие. При этом помните, что вы не вправе указывать ребенку, на что он может потратить свои личные деньги, так как это откладывает процесс постижения финансовой грамотности.
В заключение хотелось напомнить, что в России вопрос управления деньгами сформировался недавно. Так устроены смены поколений. Мы не знаем, как правильно будет получать доход в следующем поколении. Но вопрос распределения полученных ресурсов – вечный. Поэтому важнее научить ребенка распределению, а потом уже заработку. Так как карманные деньги появляются гораздо раньше, чем возникает способность зарабатывать собственные деньги.