Масару Ибука — создатель уникальной методики раннего развития детей и автор популярной книги «После трех уже поздно». Педагогическая система Ибуки обосновывает, насколько важно заниматься воспитанием и развитием малыша в первые три года жизни, как важно не упустить это драгоценное время.
Масару Ибука, японский инженер и бизнесмен, известный как один из основателей легендарной корпорации Sony. Одновременно с предпринимательской деятельностью он многие годы изучал психологию маленьких детей. Результатом таких занятий стала разработка собственной системы раннего развития и написание книги «После трех уже поздно». Уникальное издание является практическим руководством для многих мам по всему миру. Чем же так интересна система Ибуки? Чем она так отличается от традиционных представлений в педагогике?
Основная суть педагогической системы Масару Ибуки
Согласно теории знаменитого японца, ребенок до трехлетнего возраста проходит колоссальный путь развития. По своей значимости его можно сравнить со всей дальнейшей жизнью. Человеческий мозг в первые три года жизни развивается просто невероятными темпами. Именно в этом раннем возрасте между клетками формируется основная часть нейронных связей. Это время нельзя упускать для создания прочной базы, которая необходима для последующего успешного обучения.
При всем этом раннее развитие ребенка по методике Масару Ибуки не предполагает насильно нагружать младенца фактами и цифрами. По убеждению специалиста, детский мозг очень восприимчив к новым знаниями, впитывает их как губка. Когда же наступает предел, то срабатывает механизм блокировки, и тогда информация уже не воспринимается.
Важным в теории Ибуки является тот момент, что для детского ума еще не существует четкого представления, что одни мыслительные задачи легкие, другие же — более трудные. Крохе все интересно, потому что все для него ново. Например, для него одинаково незнаком и интересен и родной, и иностранный язык, и незатейливая цветная картинка, и шедевр великого художника. Малыш не рождается гением, его мозг словно белый лист бумаги, и родители могут «написать» на нем все, что угодно. Если взрослые смогут привить ребенку потребность постоянно постигать новое, она останется и в будущем.
Ибука довольно требователен к выбору учебного материала. Автор методики полагает, что лучшие наглядные пособия — не игрушки, а шедевры мировой цивилизации. Пусть малыш как можно раньше услышит прекрасные образцы классической музыки, стихотворения талантливых поэтов, увидит полотна гениальных живописцев. Кстати, по мнению Ибуки, академическое изучение музыки с раннего возраста улучшает характер, воспитывает внимательность, усидчивость, способствует формированию лидерских качеств.
В связи с обзором методики Ибуки стоит вспомнить стереотип о японском воспитании. Многие слышали, что в Стране восходящего солнца детям до определенного возраста дозволено практически все (до 5 лет ребенок — царь). В какой-то момент это резко прекращается (с 5 лет — слуга), и перед маленькими японцами ставятся жесткие ограничения, они должны неукоснительно соблюдать правила взрослых, авторитет старших становится непререкаем. Данный подход Масару Ибука считает в корне неправильным. Невмешательство в ранние годы с последующим резким давлением на малыша в более позднем возрасте может пагубно отразиться на развитии ребенка, погубить в нем интеллектуальные способности, творческие задатки. В первые годы жизни крохи следует проявлять к нему ласку и одновременно строгость, по мере взросления постепенно «ослаблять поводок», уважая волю сына или дочери.
Приучать ребенка к дисциплине следует до года. В дальнейшем у крохи уже формируется чувство собственного достоинства. Потому в 2-3 года отчитывать и наказывать малыша уже проблематично, от этого он станет только более непослушным.
Некоторые принципы методики Ибуки
Пусть дети знакомятся с окружающих их миром. Для развития крохи недостаточно просто лежать в кроватке. Автор системы призывает класть младенца в наклонном положении, обеспечивая ему обзор. Для детского интеллекта вредны «скучные» комнаты без ярких интерьерных элементов и посторонних звуков.
Помогите крохе обрести самостоятельность. Не навязывайте ему много игрушек, к которым быстро утрачивает интерес. По-настоящему дети привязываются к вещам, которые собирают сами. Например, это простой конструктор, сборная машинка или кукла.
Эффективно развивать ребенка можно подручными средствами. Так, раскрыть творческие задатки помогут не дорогостоящие наборы, а обыкновенная глина. Основатель Sony считает лепку замечательным методом раннего развития (разминая материал, малыш постигает причинно-следственные отношения). Сюда же Ибука относит заучивание стихотворений, сюжетно-ролевые игры и физическую нагрузку.
Пусть малыш больше двигается. Ходьба пешком стимулирует мышление. Недаром многие люди отмечают, что именно на прогулке в голове появляются новые идеи, вдохновение.
Очень важен тесный контакт. Брать ли ребенка на руки и как часто это делать — один из спорных вопросов в современной педагогике. По мнению Ибуки, нельзя игнорировать плач младенца, ведь только так он пока способен просить о помощи. Лишать малыша тактильного контакта — значит с самого начала отнимать у него общение. Автор методики считает, что от тактильного контакта ребенка с мамы во многом зависит его умственное развитие, формирование отзывчивости. Масару Ибуки призывает родителей чаще брать малыша в свою постель, баюкать его, обнимать — пусть он чувствует, что любим и нужен.
Обеспечьте строгий режим, расписание занятий. При этом в роли метронома японец предлагает использовать телевизор. Например, во время утренней музыкальной передачи ребенку пора идти умываться, а вечерняя программа новостей — сигнал, что малышу нужно готовиться ко сну.
Разнообразьте занятия. Пусть ребенок знакомится с широким кругом предметов, это лучше, чем он концентрируется на чем-то одном. Когда он достигнет успеха в одной сфере, то станет увереннее осваивать другие занятия.
Книга «После трех уже поздно»: интересные факты
Все принципы своего подхода к воспитанию Ибука изложил в книге «После трех уже поздно». Она была написана в 1971 году и быстро стала бестселлером, в 1977 году переведена на английский, в 1991 году — на русский. В книге Ибука выражает ключевую идею своей методики — человеческий характер и способности не даны с рождения, а формируются в первые годы жизни. Главное — не опоздать. Никто не приходит в мир изначально умным либо глупым, все определяет стимуляция развития мозга в раннем детстве. Автор уверен, что маленький ребенок способен научиться буквально всему (в отличие от взрослых, он делает это играючи), при этом окружающая среда оказывает на него огромное влияние.
Интересно, что Гленн До́ман, который написал вступление к английскому изданию, назвал книгу Ибуки одной из самых важных, что были когда-либо написаны. Автор описывает простые приемы обучения, понятные всем родителям. Теория японского специалиста перевернула традиционные представления о воспитании в раннем возрасте. Книга обрела множество последователей по всему миру. Очень популярна она и в России. Центры раннего развития рекомендуют ее к прочтению родителям в числе первоочередных. В 2011 году новое издание «После трех уже поздно» стало победителем Книжной премии Рунета сразу в двух номинациях.
VIDEO