Ребенок старательно выводит буквы, но все равно получается «как курица лапой»? Знакомая картина для большинства родителей. Что делать? Ведь от многочисленных переписываний становится только хуже – малыш устает, путается, а в тетради, кроме каракулей, появляется еще и «мазня»!
Такая распространенная проблема
Неразборчивый почерк может часто стать причиной неуспеваемости в школе и как результат – потери мотивации в обучении. Ребенок с плохим почерком пишет медленнее одноклассников, его рука быстрее устает. Он не успевает записывать за учителем информацию, теряется на диктантах и оттого пишет неправильно, не может выполнить все задания на письменных проверочных работах и снова получает низкие оценки. К тому же, его постоянно упрекают за каракули. Не удивительно, что это может подкосить даже способного ребенка. И это не всегда симптом дисграфии – всё исправимо.
Первое, что приходит на ум это лень. Но ведь вам тоже бывает лень выполнять работу для которой не понятен итог. Так и ребенку, скорее всего он искренне не понимает, зачем ему писать красиво если и так сойдет.
Важно объяснить ему именно его языком, для чего писать красиво, а не приводить аргумент: “Потому что я так сказала.”
Чаще всего проблемы с почерком возникают из-за слабо развитой моторики рук, либо с проблемами в пространственном восприятии. Это связано с тем, что мозг слабо воспринимает расположение или размер вещи в пространстве.
Не стоит сразу пугаться, скорее всего, такие навыки еще не достаточно сформированы у ребенка и стоит чуть-чуть поработать, чтобы все получилось. Однако, иногда это может быть наследственным дефектом. Проработка пространственного восприятия быстрее всего приведет к улучшению почерка.
На что еще влияет моторика
Часто домашняя работа ребенка напрямую связано с моторикой рук, ведь благодаря ей можно не только красиво писать, но рисовать, вырезать, чертить. Может это не очевидно, но имея проблему с моторикой рук, ребенку даже бывает сложно одеваться или правильно держать столовые приборы.
Если ему сложно завязывать шнурки и застегивать пуговицы, и кажется, что руки просто не слушаются, то это действительно так и надо помочь малышу как можно быстрее преодолеть эти препятствия.
Что такое дисграфия
Если у ребенка уже серьезные проблемы с почерком и ничего не помогает, то может быть у него дисграфия. Сопутствующими проблемами при этом может быть нарушение речи, СДВГ или дислексия. В редких случаях дисграфия проявляется сама по себе и не зависит от симптомов описанных выше. Он может хорошо читать и отлично общаться с людьми, но с письмом иметь трудности.
В таком случае лучше обратиться к специалисту за помощью, чтобы не пускать все на самотек. Буквально несколько дополнительных занятий могут помочь преодолеть гораздо большие проблемы в будущем.
Как помочь ребенку?
Самое главное – успокойтесь и поймите, что малышу сейчас очень сложно. Это как, если бы вы сами взяли ручку в нерабочую руку (левую для правшей и наоборот) и писали бы такое количество букв, сколько приходится выводить вашему первокласснику! Не заставляйте ребенка писать до тех пор, «пока не получится красиво», а переключайте его внимание на интересные игры.
И еще несколько неочевидных советов.
Для тетрадок покупайте простые полиэтиленовые обложки: они не скользят по поверхности стола или парты.
От модели выбранной ручки тоже зависит красота почерка. Для младших школьников не подходят очень длинные или очень короткие модели, а также широкие ребристые. Идеальная длина пишущего инструмента – около 15 см, а чернила в стержне должны писать легко и не пачкать бумагу.
Хвалите не только ребенка, но и акцентируйте внимание на правильно написанных буквах. Он будет запоминать их написание и попытается его воспроизвести.
Используйте расчерченные листы, так можно сократить шансы вылезти за поля.
От чего зависит почерк?
Очень важна правильная поза при письме. Ребенок должен сидеть исключительно с ровной спиной и плечами. Он должен опираться спиной на спинку стула, а стопы расположить на полу или на подножке, подставке, прямо, параллельно друг другу. «Правильная» столешница:
располагается по высоте немного ниже уровня груди ученика;
находится на расстоянии не менее 30 см от глаз;
отстоит от тела (живота) на дистанции как минимум с ладонь.
Рабочая тетрадь должна лежать на столе под наклоном в 10-15°, это облегчает движение руки по строке в направлении слева-направо. У правши она располагается, наклонясь вправо, у левши – влево. По мере того, как заполняется лист, тетрадь нужно слегка продвигать вверх, а непосредственно во время письма – поддерживать нерабочей рукой: в начале работы снизу, а после заполнения страницы более, чем наполовину – сверху. Локоть пишущей руки не должен свисать со стола или парты, вторая рука тоже должна лежать на столе, создавая удобный упор.
Правильное положение ручки не менее важны. Если ребенок сразу научится правильно держать ее или карандаш, его рука не будет уставать и испытывать напряжение. Для правильного удержания пишущего инструмента нужно согнуть большой и указательный пальцы, затем отвести большой палец слегка в сторону параллельно крышке стола, при этом он не должен прижиматься фалангой к карандашу. Следите, чтобы кончик карандаша направлялся прямо в плечо. Запястье должно лежать на столе.
Формирование графического навыка и скорость написания
Чтобы писать красиво и быстро, ребенок уже в начальной школе должен уметь правильно подбирать букву к диктуемому звуку, безотрывно писать. Это и есть графический навык, который не только делает почерк более приятным, но и увеличивает скорость написания.
Идеальной скоростью письма считается 4-6 слов в минуту для школьников первого и второго классов, 12 слов за тот же период времени для детей более старшего возраста – третьего и четвертого классов.
Три условия красивого почерка
Есть три условия, соблюдение которых позволяет говорить, что почерк красив:
одинаковая высота строчных букв – за пределы строки (имеется в виду строка в тетради в косую линию) могут выходить только буквы «с хвостиками» вроде ц, ф и других, а заглавные буквы должны быть в 2 раза выше строчных;
одинаковая ширина букв;
одинаковый их наклон.
Кроме того, нужно правильно делать соединение между буквами. Оно может быть «верхним» или «нижним», и оба считаются верными и допустимыми.
Упражнения для улучшения почерка
Графические упражнения помогают развить выносливость к нагрузке при письме, исправить почерк малыша, позволяя освоить точность движений. Эти тренировки хороши тем, что малыш воспринимает их с интересом и начинает писать ровнее и быстрее без особого напряжения со своей стороны. Регулярные занятия с ребенком, не менее трех раз в неделю, позволяют улучшить почерк уже спустя месяц.
Для тренировки понадобятся простой и цветные карандаши (фломастеры, гелевые ручки) и альбомный лист. Самым эффективным упражнением является рисование прямых ровных линий вдоль широкой стороны листа. При выполнении упражнений нужно следить за рукой и правильным положением карандаша в ней. Упражнение повторяют до получения удовлетворительного результата: все линии должны быть ровными. Чтобы ребенку было веселее чертить одинаковые прямые линии, можно делать это карандашами разных цветов. Кстати, малышу будет легче проводить первые линии, если вы проставите на листе вспомогательные точки. Когда линии станут ровными, упражнение постепенно усложнять, например, делать штриховку или рисовать волны и зигзаги. Позже можно переходить к работе в прописях.
Еще одно довольно простое, но действенное упражнение.
Вам нужно купить детский журнал или газету и вместе с ребенком выделять те буквы, которые вы изучали. Он будет запоминать, как выглядят буквы и когда сам начнет писать, ему станет легче их воспроизводить. А еще в текстах много заглавных букв, которые могут отличаться от прописных, но если они все время будут мелькать у него перед глазами, то память сделает свое дело.
VIDEO
Зарядка для пальчиков
Очень важна для развития красивого почерка зарядка для пальцев, улучшающая мелкую моторику:
положите ладошки на плоскую поверхность и поднимайте пальцы по одному – на одной руке, затем на второй;
делайте то же, но уже одновременно пальцами обеих рук;
плотно прижав ладошки к столу, поднимайте пальцы по очереди и кончиком пальца описывайте в воздухе круг или другую простую фигуру.
Также можно сцепить пальцы обеих рук в кулак и по очереди поднимать оба больших пальца, затем оба указательных и так до мизинца. Еще одно эффективное упражнение – одной рукой по одному поднимать со стола 10–15 карандашей, собирая их все в кулак, а затем так же по одному положить обратно.
VIDEO