от популярного онлайн университета психологии Black Square University
Природа заложила в нас адаптивность с рождения — без неё человечество просто бы не выжило. Но со временем этот навык утрачивается.
Желание ребенка избегать трудностей, неумение преодолевать проблемы, вседозволенность или гиперопека родителей совершенно не способствуют развитию адаптивности.
В статье приведены 5 практических полезных советов, которые помогут развивать адаптивный интеллект у детей.
Почему нужно развивать адаптивность
Развитие адаптивности в детях помогает им легко вливаться в новое окружение, спокойно реагировать на неожиданные события, успешно переносить конкуренцию, быстро и эффективно решать проблемы. Дети с высоким уровнем адаптивного интеллекта способны к саморазвитию и самообразованию. Они обучаются быстрее, могут самостоятельно искать информацию и решения. Такие дети эмоционально стабильны, лучше справляются со стрессом, тревожностью, разочарованиями и другими негативными эмоциями.
Читайте также: Взгляд Михаила Лабковского на роль отца
Природа заложила в нас адаптивность с рождения — без неё человечество просто бы не выжило. Но со временем этот навык утрачивается.
По данным института возрастной физиологии РАО, в последние годы неуклонно растёт количество детей со школьными проблемами: каждый третий ребёнок имеет нарушения психоэмоционального состояния.
Образовательная программа задействует только образное мышление (картинки, карточки), зачастую не затрагивает другие органы чувств, — отражение объективной реальности снижается из класса в класс. Этому способствует и повальное увлечение гаджетами.
Желание ребенка избегать трудностей, неумение преодолевать проблемы, вседозволенность или гиперопека родителей только усугубляют ситуацию.
Чтобы это изменить, нужно развивать адаптивный интеллект. Поскольку дети всегда берут пример со взрослых, родители должны формировать этот навык в первую очередь в себе. Можно прокачивать адаптивность всей семьёй.
В школе чаще всего требуют решение задач по определенной схеме, но так невозможно развивать адаптивный интеллект. Поэтому гораздо полезнее искать другие методики, которые помогут развивать адаптивный интеллект ребенка.
При регулярных занятиях по методике Математика Абакус происходит не только старт развития адаптивного интеллекта, но и его постоянное развитие. Несвойственные новые действия ребенок выполняет через упражнения на логику, рисование и задачи ТРИЗ (теории решений изобретательских задач). Даже выполнение стандартных действий происходит по-новому - при выполнении упражнений на рисование ребенок выполняет эти упражнения нерабочей рукой или даже двумя руками.
Кстати, вы знали, что такое простое упражнение, как лабиринт расширяет прогнозирование и интуицию? Попробуйте вместе с ребенком пройти любой лабиринт. Если покажется простым, возьмите лабиринт более сложного уровня и вы удивитесь, насколько это бывает непросто.
Если вы заинтересованы в развитии и тренировке адаптивного интеллекта ребенка на постоянной основе, попробуйте бесплатный открытый урок с преподавателем Школы Абакус.
Пробовать абсолютно несвойственные новые занятия
Можно выбрать любое занятие: танцы, лепка из глины, вокал, курсы кройки и шитья, спортивные секции, садоводство, скалолазание, кулинарные курсы, – то, чем не занимались ранее.
Наш мозг так устроен, когда мы выполняем несвойственную задачу и добиваемся хотя бы минимального прогресса – это фантастически развивает нейропластичность.
Для вдохновения стоит обратить внимание на то, чем занимаются успешные люди помимо своей работы. Актер Уилл Смит в свободное время занимается фехтованием. Известный американский баскетболист Шакил О’Нил любит кататься на трехколесном автомобиле. Тейлор Свифт — настоящий мастер по созданию стеклянных снежных шаров. Уоррен Баффет играет на укулеле, Ричард Бренсон — в шахматы.
Выполнять привычные действия по-новому
Начинать можно с мелких бытовых вещей. Например, устроить челлендж — чистить зубы левой рукой, если обычно чистите правой. Держать ложку другой рукой. Менять любой привычный маршрут. В любимом кафе заказывать другие блюда, каждый раз садиться за разные столики. Или самостоятельно готовить разные блюда из одного набора продуктов.
В некоторых школьных дисциплинах преподают устоявшиеся точки зрения и традиционные способы решения задач. Можно искать все возможные альтернативы, изучать разные подходы и пробовать нестандартные алгоритмы поиска ответа.
Сначала это может даваться с трудом. Но со временем станет навыком и не будет отнимать много внимания. Главной фразой на этом этапе развития адаптивности будет вопрос: «Как это можно сделать иначе?»
Путешествовать без навигатора
Иногда, хотя бы раз в месяц, при поездке с семьёй в новое место можно отказаться от навигатора. Можно идти пешком, спрашивать у прохожих, ориентироваться по местности, или даже идти наугад. Стоит отнестись к этому упражнению с юмором, оно прекрасно развивает адаптивность.
Вместе читать и обсуждать биографии известных людей
Актёры, писатели, учёные, бизнесмены, спортсмены — выбор никто не ограничивает. Даже если прочитывать хотя бы одну биографию в месяц – то приблизительно через год мозг согласится с тем, что все великие люди попадали в разные ситуации… и преодолевали их. По-разному. У кого-то получалось быстрее, у кого-то медленнее, но суть в том, что каждый проходил свой путь. Даже самый великий человек – в первую очередь – живой обычный человек, у которого за спиной тоже много чего накопилось.
Задавать вопрос: «А что, если…»
Любовь к переменам начинается с развитого воображения, готовности и умения видеть что-то новое. Если перед значимыми событиями задавать вопрос: а что, если всё пойдёт не по плану? — а после этого придумывать и обсуждать возможные пути решения проблемы, уровень адаптивности будет повышаться.
Когда действительно что-то пойдёт не так, ребёнок спокойно отнесётся к своей неудаче, легко и быстро переключится на поиск новых идей.
Федерико Гарсиа Лорка назвал воображение синонимом способности к открытиям. Богатая фантазия, креативность помогут ребёнку в будущем внедрять инновационные методы в свою уже взрослую деятельность, смотреть на привычные вещи под другим углом и находить новые ниши.
Человека с развитым адаптивным интеллектом можно сравнить с калейдоскопом. Каждый раз когда мы поворачиваем трубу с цветными стёклами внутри, мы видим новую яркую картинку. Если адаптивность не развита — стёкла словно приклеены к стенкам, и как бы мы не крутили или не трясли калейдоскоп, картинка будет прежней. Взрослые не только могут помочь наполнить ребёнку свой внутренний калейдоскоп «правильным» содержимым, но и следить, чтобы яркие, чистые и разнообразные стёклышки при каждом новом повороте складывались в насыщенную и интересную жизнь.