В каком бы возрасте ребенок ни начал изучение Ментальной арифметики, залог успеха – выполнение рекомендаций преподавателя и регулярность тренировок.
– Как сделать так, чтобы от ментальной арифметики была максимальная польза, особенно если Ребенок изучает МА до школы?
В каком бы возрасте ребенок ни начал изучение Ментальной арифметики, залог успеха – выполнение рекомендаций преподавателя и регулярность тренировок. Это «рецепт» для любых занятий, не правда ли?
Практика показала, что старшие дошкольники (5-6 лет) получают от занятий МА наибольший развивающий эффект по сравнению с другими возрастными категориями, хотя и осваивают курс медленнее по понятным причинам. Можно лишь посоветовать родителям, выбирая объединение дополнительного образования, обратить внимание на сертификацию преподавателя и его опыт работы с детьми. В наших центрах работают квалифицированные психологи, учителя общеобразовательных школ и специалисты по дошкольному воспитанию. Их профессиональная компетентность позволяет решать задачу обучения и развития детей комплексно, избегая одностороннего подхода в преподавании курса МА.
– Этот вопрос задавали некоторые родители дошкольников. Особенно остро он прозвучал из уст мамы первоклассника, который отзанимался ментальной арифметикой примерно три года. Оказалось, что, придя в 1й класс, ребёнок не хотел или не мог усваивать традиционный метод счета. Возникли проблемы: ребёнок выдаёт правильный результат счета, но не может объяснить его традиционным методом, т. е. не может расписать последовательно пример, как того требуют правила начальной общеобразовательной школы.
Содержание курса Ментальной арифметики не противоречит традиционной общеобразовательной программе по математике, а дополняет её. Согласитесь, странно было бы услышать, что человек, умеющий быстро бегать, разучился ходить шагом, или что шахматист, виртуозно просчитывающий партию на несколько ходов вперёд, не может решить арифметическую задачку в два действия. Изучая иностранный язык, мы не теряем навыков родной речи.
Не зная лично ребёнка, мама которого задала вопрос, трудно установить причину возникшей проблемы. Можно лишь предположить возможные варианты. Например, первоклассник не понял поставленной учебной задачи: выстроить логическую цепочку по данному учителем образцу. Или ребёнку попросту надоели однообразные действия, целесообразности которых он не понимает, так как результат уже известен. Возможно, ученик тяготится низким темпом выполнения задания, так как привык к скоростным упражнениям. В любом случае, хочется предостеречь родителей от попыток переносить особенности своего ребёнка на всех его сверстников и представлять индивидуальные трудности как проблемы методики в целом. Многолетний опыт учителей начальных классов, которые наряду со школьными предметами преподают и Ментальную арифметику, показывает, что успеваемость занимающихся МА детей повышается, причем не только по математике.
Задача курса математики начальной школы не сводится к обучению вычислениям. Потому и предмет называется не Арифметика, а Математика. Кроме решения примеров, первокласснику предстоит научиться моделировать и решать задачи, получить первоначальные геометрические представления, развивать логику и абстрактное мышление. Навыки, приобретённые на занятиях Ментальной арифметикой, – способность концентрироваться на поставленной задаче, умение работать со значительным объемом информации, высокая для своего возраста умственная трудоспособность – помогут усвоению программы, а не затруднят его.
Возможно, родители считают, что их ребёнку проще жить в детском коллективе, если он «как все»: не выделяется ни темпом психического развития, ни кругозором, ни интеллектом, ни интересами и предпочтениями… В таком случае Ментальная арифметика, конечно, не выполняет задачи «усреднения» детей.
– Насколько верно обучать дошкольника счету на Абакусе? Усвоит ли он правильно состав числа до 10, например, если "5" - это одна "косточка" (бусина), а не 5,6,7,8,9?
Математика, каким бы «способом» её ни изучать, всё равно доказывает, что 2х2=4.
Состав числа 10, имея в виду сумму двух натуральных чисел, с «косточкой» или без «косточки», неизменен: 9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, 6 и 4, 5 и 5. Никакого «другого», «неправильного» состава усвоить невозможно.
Как методически организовать это «усвоение»? Можно загибать пальчики, манипулировать кубиками и счетными палочками. Можно обучать детей, опираясь на теорию множеств, используя числовую прямую, измеряя величины… Можно в качестве инструмента счёта использовать хорошо известные русские счёты или абакус. Вопрос в том, к какому результату мы стремимся.
Если наша цель – добиться, чтобы ребёнок научился выполнять простейшие вычисления в пределах 10, загибание пальчиков и заучивание наизусть таблиц сложения вполне подойдёт.
Если родители понимают, что, обучая чему бы то ни было, педагог решает задачу интеллектуального развития ребёнка и вооружает ученика общеучебными компетенциями, то подход к выбору методики меняется. Одним из критериев становится понимание того, что в современном мире недостаточно владеть некоей ограниченной суммой базовых знаний – необходимы умения быстро ориентироваться в лавине новой информации, в условиях цейтнота принимать решение, учитывающее множество недоопределённых факторов. И формирование таких навыков нельзя отложить до некоего «взросления». Предпосылки успешности надо создавать с детства. Потому дальновидные родители обычно интересуются развивающими методиками обучения, одной из которых и является обучение Ментальной арифметике. Взвешивайте «за» и «против» – выбор за Вами!
Ольга Федоровна Казакова