Несмотря на то, что командная работа все чаще занимает лидирующее место в списке обязательных умений, образовательная система в российских школах не спешит тренировать этот навык.
Обучение строится по обратному принципу — высоко ценится индивидуальная деятельность, потому что таким образом можно оценить знания каждого ученика. Работа в группах — большая редкость, и чаще всего она подразумевает выполнение скорее игрового задания, а не создание серьезных проектов. Получается, вчерашние школьники и студенты в большинстве случаев только на рабочем месте учатся взаимодействовать с коллегами и достигать результатов в команде. Зачем вообще нужна команда?
Китайская пословица очень красноречиво отвечает на этот вопрос: «За одним способным человеком всегда стоят другие способные люди». Командная работа – это совокупность личностных качеств и профессиональных навыков нескольких человек. При таком арсенале, где выгодными сторонами коллектива получается свободно жонглировать, можно достичь самых высоких результатов. Именно поэтому эффективное взаимодействие только укрепляет свои позиции.
Джон Максвелл – автор книги «Работа в команде. Что необходимо знать каждому лидеру» уверен, что даже самый талантливый человек не способен совершить великое открытие без помощи других людей: «Попробуйте внимательно рассмотреть хотя бы одно по-настоящему значимое событие в истории человечества, совершенное каким-то человеком в одиночку, и вы убедитесь, что любые достижения являются результатом коллективных усилий».
Как построить обучение в группах?
Существует стойкий стереотип, что усвоить новую тему дети могут только в тишине, находясь друг от друга на расстоянии – чтобы никто никому не мешал. Многие зарубежные школы выбрали другую стратегию. Например, сингапурские ученики почти всегда взаимодействуют в группах – неважно, идет контрольная работа или изучается новый материал. Учитель чаще всего находится в роли наблюдателя, дети же обучаются в условиях тотальной самостоятельности – исследуют тему урока, делают выводы и обсуждают полученные результаты.
У преподавателей есть огромное количество образовательных методик, в рамках которых школьники погружаются каждый раз в нестандартную атмосферу и учатся решать поставленные задачи. Например, одна из методик предполагает свободное передвижение по классу, чтобы успеть подготовить за ограниченный период времени полноценный ответ на вопрос учителя. Пользоваться можно любыми учебниками, догадками одноклассников и собственными мыслями. Следующая методика помещает ребят в условия конкуренции: класс делится на две команды, каждая заинтересована превзойти соперников в количестве правильных ответов. А иногда и вовсе учеников ждет сюрприз – например, по сигналу учителя могут поменяться местами лидеры групп или измениться условия задания.
3 преимущества командной работы
Даже если у учеников младшей школы еще нет намерения совершить великое открытие, это не значит, что им не стоит знакомиться с принципами работы в команде. Ведь этот навык, как фундамент, становится прочной основой для будущего.
· В команде можно научиться находить общий язык с любыми людьми. Брайан Трейси – автор книги «Полная вовлеченность» поделился мудрой мыслью: «Один из секретов успеха в жизни состоит в умении не соглашаться с кем-то, но вести себя при этом корректно». Постичь это тонкое искусство лучше всего помогает командная работа.
· В команде можно научиться видеть свои сильные и слабые стороны. Высоких результатов в группе получится достичь только при условии, что каждый участник будет находиться на своем месте. Лидер, аналитик, творческая личность и даже человек, умеющий разряжать обстановку хорошей шуткой, – никто не станет лишним, главное – найти всем деятельность по интересам и возможностям. Впервые об этой особенности командной работы заговорили американские ученые в 1989 году – они увидели взаимосвязь между разнообразными способностями людей и их пользой в коллективе.
· В команде можно научиться смотреть с разных сторон на одно и то же. Ури Хассес, профессор Принстонского Института, провел исследование и выяснил, что даже при обмене историями из жизни собеседники стараются проявить эмпатию и поставить себя на место другого. А в условиях групповой деятельности участники гораздо охотнее расширяют кругозор и учатся с вниманием относиться к сторонней точке зрения.