Математика – достаточно сложный учебный предмет, и трудности с нею могут возникнуть уже в начальной школе. Но помочь ребенку – можно! Вот несколько советов, как помочь ученику освоить математику.
В чем сложность?
Существует несколько вариантов трудностей, которые ученик испытывает, изучая математику. Сложность может быть самостоятельной или встречаться в комплексе с другими такими же проблемами. Это:
отсутствие навыков счета, ребенок не знает чисел;
неспособность понять смысл задачи;
усвоение только шаблонного решения, а при малейшем изменении условий задачи ученик теряется;
непонимание написанного, ребенок воспринимает правила или упражнения только на слух;
отсутствие наглядного представления, невозможность представить себе что-то, составить схему или график;
слишком короткое внимание.
Понимание, почему именно ребенок испытывает трудности значительно облегчит задачу помощи ему.
Математическая тревожность
Под этим термином понимают склонность ученика переживать отрицательные эмоции в ситуации, когда необходимо прибегнуть к математике. Иногда она сопровождается даже физическим недомоганием: учащенным сердцебиением, зудом на коже, холодным потом, повышенной температурой, расстройством желудка. Кроме того, ребенок испытывает серьезное беспокойство, ощущает приступы паники.
Вызывают математическую тревожность:
слишком сложные математические понятия;
неправильная методика преподавания;
«левополушарное» развитие ребенка.
Проблемой математической тревожности занимались в конце 20-го века ученые-педагоги Рэй Хембри, Сьюзан Шодаль, Клион Дайерс.
Что делать? Как помочь?
Развиваем абстрактное решение
Детский мозг становится способным абстрагировать и обобщать далеко не сразу. Не каждый ученик может соотнести количество и число: кто-то может понять «двадцать зайцев», но никак не поймет, что такое просто «20», а другой может ответить что-то вроде «полтора водителя». Занимаемся творчеством, играем в игры, которые помогают развить абстрактное решение, читаем книги, смотрим видео, мечтаем. Полезны упражнения типа «Что лишнее?», рисование абстрактных геометрических фигур с последующим превращением этой заготовки в картинку со смыслом, вырезание снежинок.
Учимся хорошо считать
В этом помогут разнообразные игры-бродилки в которых нужно кидать кубик для определения числа будущих шагов. Играйте «в математику», просите ребенка посчитать в уме простейшие примеры, но лучше, если это будут полезные задания: отмерить ингредиенты для пирога, посчитать число чистых носков из стирки.
Устраняем невнимательность и рассеянность, тренируемся фокусироваться на чем-то одном
Для этого нужно решать головоломки, играть в игры, развивающие внимательность. Делать это можно по специальным книгам, мобильным приложениям или в онлайн-формате на обучающих порталах.
А если это дискалькулия?
Это явление гораздо серьезнее, чем математическая тревожность. Мозг таких детей просто не понимает смысла чисел, видя их бессмысленными каракулями. Такие люди не могут оценить на глаз количество предметов перед ним, даже если их всего три или пять – ему придется их пересчитывать «на пальцах». Причиной дискалькулии ученые склонны называть синдром Герштмана, возникающий из-за дефекта теменной доли. Кроме того, она передается по наследству.
К сожалению, это состояние неизлечимо, однако ситуацию можно улучшить, тренируя нужные участки мозга (для этого есть специальные упражнения). Обязательно успокойте ребенка, объяснив ему, что это не делает его плохим человеком. Ни в коем случае не ругайте и не осуждайте его, не обзывайте даже в шутку, не высмеивайте его ошибки, а во время занятий не раздражайтесь и не торопите ученика.
VIDEO