Прокрастинацию даже успели прозвать болезнью эпохи – настолько сильны ее негативное влияние и неприятные последствия. Современные исследования помогают разобраться, что происходит в мозге прокрастинатора, почему возникает желание не выполнять список срочных дел и какая в этом может быть польза.
Мозг – вселенная без силы воли
Китайские нейрофизиологи из Юго-Западного университета выяснили, что мозг прокрастинатора работает не так, как у ответственных и исполнительных людей. Главное отличие заключается в ослаблении сигналов в области, отвечающей за силу воли, и чрезмерной активности в лимбической системе – именно она руководит эмоциями и поведением. Другими словами, в голове у тех, кто любит откладывать дела на завтра, происходит буквально борьба между всплеском чувств и волевым центром, который систематически уступает победу.
Можно ли повлиять на исход этой ситуации? Ученые уверены, что да. Но для этого необходимо определить первопричину прокрастинации.
Найти и обезвредить
Желание откладывать принятие важных решений – это всегда следствие одной из проблем. Исследования, опубликованные в журнале Contemporary Educational Psychology, указывают на четыре причины возникновения прокрастинации:
1. Перфекционизм. Да, идеалисты, старающиеся заработать побольше высоких оценок, первыми попадают в группу риска – у них есть все шансы буквально перегореть делом и впасть в состояние апатии. «Зачем что-то начинать, если идеально сделать все равно не получится?» – вертится такой философский вопрос в голове у человека с синдромом отличника, и ответ на него, как правило, никогда не находится.
2. Неграмотный тайм-менеджмент. А бывает, что все намного проще – прокрастинатор просто не умеет прислушиваться к себе и составлять эффективное расписание. Для него загадка, в какие часы он максимально активен, как часто ему необходим отдых, какие задачи нужно решить прямо сейчас, в какие – могут дождаться следующего понедельника.
3. Слишком большая нагрузка. Школа, внеклассные занятия, пять тренировок в неделю – все это может выдержать только хорошо подготовленный человек. Обычно таких сразу видно: они активны, энергичны и не против записаться еще в какую-нибудь секцию. Если ситуация обратная – лучше сбавить обороты.
4. Слишком маленькая нагрузка. Да, и это тоже плохо – у ребенка появляется скука, из-за нее снижается мотивация. А низкая мотивация – это первый шаг к желанию отложить выполнение срочных дел.
В чем польза?
Несмотря на то, что прокрастинация часто становится героем нелестных отзывов, некоторые ученые считают, что в ней много полезного. Например, Адам Грант – профессор Уортонской школы бизнеса не перестает на своих выступлениях говорить о том, как с помощью привычки переносить выполнение задач можно повысить собственную эффективность.
Ограничения тренируют креативность. Адам Грант уверен, что когда до дедлайна остается все меньше времени, в работу включаются творческие навыки. С их помощью можно нестандартно подойти к решению вопроса и получить необычный результат.
Прокрастинация — вызов для стрессоустойчивости. Еще один вариант личностной тренировки — попытка усмирить возрастающую тревожность, которая является верным союзником большинства любителей взяться за важное дело когда-нибудь потом. Профессор советует в такие моменты формировать уверенную позицию: «Да, у меня мало времени на выполнение этого задания, но достаточно знаний и ресурсов, поэтому я справлюсь».
Паузы помогают сфокусироваться на главном. В век высокой продуктивности нелегко замедлить не только шаг, даже поток беспокойных мыслей преследует современного человека с утра до вечера. Прокрастинация в этом случае выполняет функцию эмоциональной и физической разрядки, позволяя отдохнуть и пересмотреть необходимость слишком внушительного количества задач.
На вопрос о том, что же такое прокрастинация – нестандартный метод саморазвития или синоним лени, ответить должен каждый сам. Адам Грант дает подсказки: если последствия позитивные, то можно смело и дальше тренировать стрессоустойчивость, искать творческие подходы и отдыхать от продуктивности, но если результат другой – лучше разобраться с внутренними конфликтами и довериться приемам планирования.