Полезные статьи

Ментальная арифметика и дети с ограниченными возможностями здоровья




Нам часто задают вопросы: «Как Ментальная арифметика по методике «Абакус-центра» может помочь детям с ограниченными возможностями?», «Есть ли противопоказания к занятиям ментальной арифметикой?»

Ментальная арифметика, как любое образование - это способ развития ребенка. Можно сказать, что это инструмент развития. Сам по себе инструмент - это всего лишь возможность. А как конкретный ребенок будет учиться им пользоваться, зависит прежде всего от самого ребенка, от его психической и умственной организации. Любое обучение - это труд, требующий усилий. Здесь дети встречаются как с победами, так и с трудностями. Это закаляет характер и волю. И здесь выбирать родителям! Дать ребенку шанс справиться и открыть в себе новые возможности или спасовать.

Занятия по ментальной арифметике способствуют улучшению математических способностей, увеличивают мозговую активность, делая мозг не ленивым. Продуманная программа от «Абакус-центра» способствует развитию логики, концентрации внимания и памяти. Наша методика – это эффективный инструмент интеллектуального развития.

Исследования эффективности ментальной арифметики проводились неоднократно (см.книгу «Ментальная арифметика. Знакомство»). По результатам исследований мы говорим о том, что методика «Абакус-центра» улучшает когнитивное развитие не только у обычных детей, но и у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Преподаватели наших центров с 2015 года работают с «особыми детьми» по программе «Ментальная арифметика Абакус». Индивидуально с преподавателями проходят занятия у детей:

  • С легкой ЗПР (задержка психического развития),
  • Аутичными чертами при сохранном интеллекте,
  • Легкой УО (умственная отсталость),
  • Нарушением межполушарных связей (Межполушарная дисфункция),
  • Гиперактивностью.

Занятия проводятся индивидуально, так как у каждого ребенка своя скорость освоения материала.

В коррекционных школах ведутся групповые занятия с детьми, у которых имеются нарушения зрения, слуха и письменной речи. По словам тифлопедагогов и сурдопедагогов результат от групповых занятий в коррекционных школах есть, и очень заметный. Для учеников важны не только интеллектуальные тренировки, но и эмоциональное развитие. На занятиях особое место занимают кинезиологические упражнения, в которых используются разнообразные интеллектуальные, командные игры и включаются элементы BrainFitness для детей.


С весны 2016 года Абакус-Центр и Языковой клуб «ВВС» сотрудничают с коррекционной школой №76 для слабовидящих и поздноослепших детей г.Тюмени. В рамках пилотной программы по нашей методике обучаются незрячие дети. За короткий срок они смогли освоить основы вычисления на счетах.

Работа в школе с детьми, имеющими нарушения зрения, различные соматические заболевания и нарушения развития, требуют от учителей поиска новых форм обучения, способов гармоничного развития каждого ребенка. Методика Абакус – система развития умственных способностей детей, направленная на развитие обоих полушарий мозга. Не секрет, что у детей с отклонениями в развитии небогатый опыт практической деятельности, ограниченный запас знаний, часто нарушены сенсорное восприятие и пространственные представления. А ментальная арифметика - это прежде всего работа со счетами, дети с первых занятий учатся передвигать бусинки, используя сразу две руки.



Еще В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…». Вся деятельность на занятиях ментальной арифметики построена таким образом, чтобы стимулировать у детей интерес к занятиям и знаниям.

В коррекционной школе занятия по ментальной арифметике проходят 1 раз в неделю (не более 40 минут) в рамках внеурочной деятельности. На занятии присутствует 10-15 детей. У детей всегда есть выбор пойти на занятие ментальной арифметики или заняться другим делом. И дети выбирают Ментальную арифметику. Они с большим удовольствием готовятся к занятию (раскладывают счеты, раздают рабочие тетради и т.д.) и занимаются на самом занятии. Особенно любимые виды работы: «Флеш-карты» и игры BrainFitness

У детей с проблемами зрения есть ряд сопутствующих нарушений. Раз они не видят или почти не видят, то они не умеют или им сложно визуализировать, представлять и удерживать образы. На занятиях ментальной арифметики запускаются компенсаторные механизмы, и дети справляются с задачами, которые считались для них просто недоступными.

Детям нравится преодолевать трудности: первому решить на время, сделать без ошибок или попросить у учителя задание потруднее. Трудно удержать интерес у детей с ЗПР или УО. Бывает, что у такого ребенка на одном из занятий получилось работать на счетах и произвести перевод образов абакуса в числа, а на следующем оказывается, что надо начинать с «чистого листа», с азов. Здесь к ребенку на помощь приходят школьные тьюторы и психолог.

С января 2017 года занятия перешли в новый формат: класс разделен на 2 группы, и занятия проходят по подгруппам. Это дает возможность педагогу и ребятам развиваться в индивидуальном темпе с разной скоростью овладения знаниями.

Для любого учителя очень важно, чтобы ребенок успешно овладел программным материалом, усвоил школьные знания по предметам. А ментальная арифметика является одним из способов развития ребенка его познавательной сферы. Мы сравнили статистические показатели школьного психолога по изучению познавательной сферы: внимание, память, мышление (см. диаграмму №1, №2, №3).


Диаграмма №1


Диаграмма №2


Диаграмма №3

При изменении числовых показателей линейная прямая показывает на увеличение качественного показателя (внимание, память) и стабильность (мышление). Можно сделать вывод, что ментальная арифметика как одна из форм работы ведет к росту познавательной сферы. Это подтверждают диаграммы № 1-3.

Обратим внимание на успеваемость по школьному предмету «математика» в мае 2016 г. и январе 2017г.. На диаграмме №4 видно, что вырос процент качества на 3,4%, Степень Обученности Учащихся (СОУ) на 6,6%.


Диаграмма №4

Таким образом, наблюдается положительная динамика по овладению школьного курса математики.


« … у ребенка загораются глаза, когда мысленно он представляет счеты, и то, как бы он на них работал, если бы они были перед ним (перебирая в воздухе пальцами), а главное - ведь он дает правильный ответ, складывая или вычитая в уме двух- и трехзначные числа или выражения из нескольких компонентов. Когда у ребенка спрашиваешь: «Как тебе это удалось?», дети часто отвечают: «Так это легко!», и тогда позитив, эмоции переполняют и тебя тоже, – рассказывает преподаватель коррекционной школы Корникова Л.Г.. – Разным детям равные возможности! Это подтверждается нашим участием в олимпиаде по ментальной арифметике. Мы принимаем участие, и за одной партой садится ребенок с ОВЗ и ребенок «норма», и у них блеск в глазах и улыбки на лицах, и победа над собой».

В Абакус-центре также работают с детьми с нарушениями межполушарного взаимодействия. Один из примеров работы с ребенком с нарушением межполушарных связей. Ученик знает все цифры, но при этом возникают трудности при решении примера 2+2. На занятиях по ментальной арифметике на скорость делает сложение и вычитание двухзначных чисел «простым методом» на абакусе, а также однозначных чисел с «помощью брата». На ментальном уровне решает сложение и вычитание однозначных чисел простым методом. Самое интересное, что ребенок начал применять ментальную арифметику в быту: считает сдачу в магазине, представляя абакус. Как отмечают родители, ребенок стал решать логические задачи.

При работе с «особенными детьми» Абакус-центр рекомендует включать в программу занятия следующие упражнения:

  • Счет на слух (Данное упражнение развивает слуховое внимание. Дети слышат числа и знаки только один раз, т.к. числа и знаки в упражнениях на слух не повторяются. Это улучшает концентрацию внимания и оперативную память. Регулярное выполнение этих упражнений увеличивает скорость обработки информации. Благодаря данному упражнению ребенок привыкает слышать, обрабатывать информацию и записывать ответ одновременно);
  • На визуализацию (Развивают воображение и гарантированно улучшают зрительную память ребенка);
  • С флеш-картами (Ребенок должен сосредоточиться на флеш-карте, чтобы правильно ответить на вопрос. Происходит быстрая смена Флеш-карт, при этом тренируется наблюдательность и фотографическая память).

Мы ждем ваших детей в Абакус-центре
и всегда верим в их лучшее будущее!


Авторы статьи: Ганиев Р.Р., Корникова Л.Г, Багаутдинов Р.Р



Поделитесь новостью в социальных сетях:




Ментальная арифметика. Знакомство

Абакус


Абакус-центр выпустил первую настольную книгу для родителей "Ментальная арифметика. Знакомство", где представлены ответы на самые сокровенные вопросы о ментальной арифметике: подлинная история возникновения абакуса, исследования влияния ментальной арифметики на интеллект, память и творческие способности, проведенные за последние 25 лет.

Купить книгу в OZON.ru
Купить книгу в My-Shop.ru
Купить книгу в Books.ru

Есть вопросы? Пишите, мы вам ответим

Абакус
Отправляя данную форму, вы даете свое согласие на обработку персональных данных